Техническое обслуживание и ремонт автомотрис и автодрезин: ежесменный, ежемесячный и годовой осмотр, текущий, средний и капитальный ремонт

Техническое обслуживание и ремонт автомотрис и автодрезин: ежесменный, ежемесячный и годовой осмотр, текущий, средний и капитальный ремонт

Монтажно-восстановительная автомотриса АДМ-1,3см. Автор фото Lightsaber, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Виды технических обслуживаний, осмотров и ремонтов

Система планово-предупредительных технических обслуживаний, осмотров и ремонтов, которая утверждена МПС и приведена в Инструкции по содержанию и эксплуатации дрезин, автомотрис и мотовозов (транспорта моторно-рельсового, несъемного типа) на железных дорогах, обеспечивает их техническую исправность и постоянную готовность к работе.

Для автодрезин и автомотрис установлены следующие виды технических обслуживаний, осмотров и ремонтов:

  • ежесменный технический осмотр, производимый машинистами (водителями) и их помощниками перед выездом с места стоянки;
  • ежемесячный контрольно-технический осмотр (только для аварийно-восстановительных автодрезин и автомотрис), выполняемый обслуживающим автомотрису (автодрезину) персоналом и лицом, ответственным за моторно-рельсовый транспорт энергоучастка;
  • годовой контрольно-технический осмотр, производимый комиссией под руководством работника отделения дороги, ответственного за моторно-рельсовый транспорт;
  • периодические технические обслуживания ТО-1 и ТО-2, выполняемые обслуживающим автомотрису (автодрезину) персоналом с привлечением в необходимых случаях ремонтного персонала эксплуатирующей организации. Техническое обслуживание ТО-1 производится через 1250 км пробега или 100 ч работы двигателя, техническое обслуживание ТО-2 – через 5000 км пробега или 400 ч работы двигателя;
  • текущий ремонт, выполняемый ремонтным персоналом эксплуатирующей организации совместно с обслуживающим автомотрису (автодрезину) персоналом – через 20 тыс. км пробега или 1600 ч работы двигателя;
  • средний ремонт, выполняемый дорожными автотранспортными мастерскими, – через 40 тыс. км пробега или 3200 ч работы двигателя;
  • капитальный ремонт, производимый на специализированных ремонтных заводах МПС, – через 80 тыс. км пробега или через 6400 ч работы двигателя.

Периодичность проведения технических обслуживании и ремонтов приведена на рисунке.

Периодичность проведения технических обслуживании и ремонтов автомотрис и автодрезин: ТО-1 – периодическое техническое обслуживание первого объема; ТО-2 – то же второго объема; Т – ремонт текущий; С – средний ремонт; К – ремонт капитальный

Рис. 1. Периодичность проведения технических обслуживании и ремонтов автомотрис и автодрезин: ТО-1 – периодическое техническое обслуживание первого объема; ТО-2 – то же второго объема; Т – ремонт текущий; С – средний ремонт; К – ремонт капитальный.

Ежесменный технический осмотр

При ежесменном техническом осмотре автомотрисы (автодрезины) производят следующее:

  • внешний осмотр и очистку от грязи; проверку наличия топлива в топливном баке;
  • проверку в радиаторах уровня охлаждающей жидкости;
  • проверку в картере двигателя уровня масла;
  • запуск двигателя, проверку его исправности на холостом ходу;
  • осмотр рессорного подвешивания, осмотр букс, колесных пар;
  • осмотр осевых редукторов и карданных валов;
  • опробование, подготовку, проверку тормозного оборудования;
  • проверку звуковой и световой сигнализации; осмотр автосцепных устройств;
  • проверку грузоподъемных кранов, монтажных площадок и грузозахватных приспособлений;
  • осмотр гидропередачи, проверку плотности соединений гидросистемы;
  • проверку звездочек и цепей цепных соединительных муфт;
  • осмотр генератора, проверку и подтяжку контактных соединений;
  • проверку инструмента, инвентаря, запасных частей, сигнальных принадлежностей и приборов;
  • осмотр устройства для подогревания жидкости охлаждающей системы двигателя (в зимний период).

У аварийно-восстановительных автомотрис (автодрезин) проверяют, есть ли топливо в аварийном баке, осматривают изолирующие элементы рабочих и переходных площадок, проверяют действие устройства МОГ в зимнее время.

Технический осмотр радиатора, картера двигателя, шунтирующего устройства, колесных пар, тормозных колодок и карданного соединения автомотрис и автодрезин

Рис. 2. Технический осмотр радиатора, картера двигателя, шунтирующего устройства, колесных пар, тормозных колодок и карданного соединения автомотрис и автодрезин.

Ежемесячный контрольно-технический осмотр

При ежемесячном контрольно-техническом осмотре аварийно-восстановительных автомотрис (автодрезин) производят работы, которые предусмотрены ежесменным техосмотром и, кроме того, проверяют работу электрических машин.

Годовой контрольно-технический осмотр

При годовом контрольно-техническом осмотре автомотрис и автодрезин выполняют работы, предусмотренные ежемесячным техническим осмотром и, кроме того, следующие:

  • проверку окраски, надписей и трафаретов;
  • проверку работы двигателя и трансмиссии на холостом ходу и под нагрузкой;
  • осмотр и испытание тормозов, замер фактического тормозного пути при контрольной поездке на автомотрисе и автодрезине;
  • проверку действия звуковой и световой сигнализации;
  • частичное (полное не реже чем через 3 года) освидетельствование грузоподъемных кранов;
  • осмотр автосцепных устройств автомотрис и автодрезин;
  • проверку исправности и комплектности инструментов, инвентаря, аварийных средств, запасных частей, сигнальных принадлежностей и приборов;
  • проверку продольных и поперечных зазоров между корпусом буксы и буксовыми наличниками;
  • проверку исправности настилов, бортов, запорных механизмов;
  • механические испытания приспособления подъема рабочих изолированных площадок;
  • испытание изоляции рабочих и переходных площадок на электрическую прочность;
  • проверку работоспособности шунтирующего устройства, а также надежности шунтирования колесными парами рельсовых цепей.

Проверяют паспорта (формуляры) машин и двигателя автомотрис и автодрезин, совершают пробную контрольную поездку; при удовлетворительных результатах осмотра составляют акт на право курсирования по дорогам МПС.

Технический осмотр втулочно-пальцевой муфты, рессорного подвешивания, вентилятора с приводом и других частей автомотрис и автодрезин

Рис. 3. Технический осмотр втулочно-пальцевой муфты, рессорного подвешивания, вентилятора с приводом и других частей автомотрис и автодрезин.

Технический осмотр катушки зажигания, распределителя, генератора, свечей зажигания и аккумуляторной батареи автомотрис и автодрезин

Рис. 4. Технический осмотр катушки зажигания, распределителя, генератора, свечей зажигания и аккумуляторной батареи автомотрис и автодрезин.

Периодические технические обслуживания ТО-1 и ТО-2

Периодические технические обслуживания – профилактические мероприятия. Их проводят с целью выявления дефектов и предотвращения возникновения неисправностей в эксплуатации автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание ТО-1

При техническом обслуживании ТО-1 выполняют все работы ежесменного осмотра автомотрис и автодрезин и, кроме того, следующие:

  • очистку и мытье автомотрисы (автодрезины);
  • техническое обслуживание двигателя в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
  • проверку технического состояния всех узлов и агрегатов, приборов и систем, при необходимости их разборку и устранение неисправностей;
  • выполнение отдельных ремонтных работ;
  • смазку узлов в соответствии с картами смазки;
  • проверку крепления двигателя, гидропередачи компрессора, реверса и других агрегатов, установленных на раме автомотрисы (автодрезины);
  • осмотр соединений трубопроводов;
  • осмотр и опробование грузоподъемного крана, механизма подъема рабочей площадки, испытания изоляции переходной или рабочей площадки;
  • регулировку рычажной передачи тормоза с целью приведения к нормальному состоянию выхода штока тормозного цилиндра, при необходимости замену тормозных колодок автомотрис и автодрезин;
  • осмотр и ремонт в случае необходимости карданных соединений;
  • проверку электрического оборудования, сигнализации и освещения, плотности и уровня электролита аккумулятора и ее зарядку в случае необходимости;
  • выполнение работ в соответствии с требованиями инструкции (руководства) заводов-изготовителей агрегатов, Правил безопасной эксплуатации и устройства грузоподъемных кранов, Правил по надзору за воздушными резервуарами и паровыми котлами;
  • выполняют также и другие работы.

Технический осмотр тормозной колодки, автосцепки, головки блока цилиндров, клапанов и реактивной тяги автомотрис и автодрезин

Рис. 5. Технический осмотр тормозной колодки, автосцепки, головки блока цилиндров, клапанов и реактивной тяги автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание ТО-2

При техническом обслуживании ТО-2 автомотрис и автодрезин дополнительно должны быть выполнены следующие работы:

  • проверка и регулировка зазоров клапанов в цилиндрах компрессоров и при необходимости замена поршневых колец (у карбюраторных двигателей);
  • удаление из системы охлаждения накипи;
  • промывание масляного блока (дизеля);
  • опробование и регулировка всех механизмов, узлов и агрегатов.

Текущий ремонт

При текущем ремонте автомотрис и автодрезин выполняют все работы периодического технического обслуживания как ТО-1, так и ТО-2 и, кроме того, следующие:

  • осмотр букс, колесных пар, рессорного подвешивания без осуществления вскрытия букс и без выкатки колесных пар;
  • проверку работы системы тормозов, ревизию кранов машиниста, тормозных цилиндров;
  • осмотр и регулировку всех механизмов автомотрис и автодрезин;
  • подтяжку и проверку болтовых соединений;
  • ремонт маслопроводов и воздухопроводов;
  • разборку и промывку фильтров двигателя и системы питания гидропередачи с заменой масла;
  • разборку, перезаправку очистителя воздуха двигателя;
  • осмотр и ремонт подводящих проводов двигателя;
  • промывку системы его охлаждения;
  • очистку от нагара головки блока, днищ поршня, глушителя и выхлопного коллектора автомотрис и автодрезин;
  • притирку клапанов, регулировку и проверку топливного насоса высокого давления;
  • проверку компрессии и при необходимости замену поршневых колец;
  • очистку колец генератора или коллектора, проверку щеток, замка, пружин;
  • проверку центровки двигателя и передачи;
  • ремонт настилов, бортов, ограждений;
  • проверку исправности шунтирующего устройства;
  • освидетельствование крановых механизмов автомотрис и автодрезин;
  • освидетельствование монтажных вышек, рабочих и переходных площадок;
  • освидетельствование воздушных резервуаров;
  • проверку контрольно-измерительных приборов;
  • ремонт или замену неисправных деталей, механизмов и агрегатов.

Средний ремонт

При среднем ремонте автомотрис и автодрезин производят все работы текущего ремонта и, кроме того:

  • промежуточную ревизию буксовых узлов;
  • освидетельствование колесных пар;
  • капитальный ремонт двигателя;
  • средний ремонт электрических машин;
  • ремонт тормозной системы и автосцепных устройств;
  • разборку отдельных узлов и агрегатов (по дефектной ведомости);
  • ремонт приводных механизмов крана, подъема изолированных рабочих площадок, реверс-редукторов с разборкой, ремонтом или заменой неисправных деталей;
  • полную окраску автомотрисы (автодрезины).

После среднего ремонта автомотрис и автодрезин проводят приемо-сдаточные испытания и обкатку автомотрисы (автодрезины).

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт предназначен для полного восстановления ресурса автомотрисы (автодрезины). Капитальный ремонт включает в себя:

  • полную разборку автомотрисы (автодрезины);
  • очистку и дефектировку всех деталей и сборочных единиц, их замену или ремонт;
  • сборку;
  • комплексную проверку и испытания после ремонта;
  • окраску автомотрисы (автодрезины).

При транспортировке в ремонт дрезины ДГКу стрелу крана разворачивают вдоль оси пути и закрепляют ее растяжками; карданные валы упаковывают в ящик, закрепляют грузоподъемный магнит, грузовой крюк крепят за поперечину.

Для транспортировки в ремонт дрезину ДМС, ДМ устанавливают на четырехосную железнодорожную платформу. Снимают переходную и рабочую площадки, шахту и крепят их к раме дрезины. Снимают подножки с левой стороны по ходу автодрезины. После установки на платформе затормаживают ручным тормозом автодрезину, рычаг коробки передач переводят в положение первой скорости, реверс устанавливают в положение, соответствующее движению дрезины вперед или назад.

Техническое обслуживание в процессе приемки и сдачи автомотрисы и автодрезины

Техническое обслуживание выполняют также в процессе приемки и сдачи автомотрисы (автодрезины); сдающий машинист (водитель) информирует принимающего о состоянии основных узлов двигателя и механизмов, о затруднениях, возникающих в пути следования, неполадках, обнаруженных во время осмотра, и о поступивших за его смену технических указаниях, приказах и распоряжениях. Своевременное устранение неисправности при сдаче автомотрисы (автодрезины) способствует предотвращению крупных повреждений, требующих сложного ремонта.

Приемку автомотрисы (автодрезины) осуществляют совместно машинисты (водители) сдающий и принимающий; при этом в определенной последовательности осматривают и проверяют различные узлы. В качестве примера на рисунках 6, 7 и 8 показан путь осмотра, исключающий возможность пропуска неисправностей, особенно в тех узлах, от которых зависит безопасность движения поездов и безопасность обслуживающего персонала. Не обнаруженные своевременно на первый взгляд даже мелкие неисправности могут привести к тяжелым последствиям.

Порядок осмотра автомотрисы АДМ

Рис. 6. Порядок осмотра автомотрисы АДМ.

Порядок осмотра автомотрисы АГВ

Рис. 7. Порядок осмотра автомотрисы АГВ.

Порядок осмотра автодрезины ДМ

Рис. 8. Порядок осмотра автодрезины ДМ.

Обход автомотрисы или автодрезины начинают с внешнего осмотра. Обращают внимание на то, чтобы автомотриса (автодрезина) была очищена от грязи, снега, не имела подтеков масла. Не допускается отставание краски, повреждения наружной обшивки, стекол. При внешнем осмотре определяют также сохранность надписей и трафаретов на наружных стенках кабины и раме автомотрисы (автодрезины).

Затем переходят к осмотру отдельных узлов.

Результаты приема-сдачи автомотрисы или автодрезины оформляют записью в журнале формы ТУ-152 с подписями сдающего и принимающего смену. В журнале отмечают неисправности, обнаруженные при осмотре автомотрисы или автодрезины. Рекомендуется делать записи о состоянии ответственных узлов и механизмов: карданных соединений, крестовины промежуточного вала, реверса, шунтирующего устройства, колесных пар, поездной радиосвязи, о наличии тормозных башмаков, запасных частей и инструмента.

После приемки автомотрисы (автодрезины) на участках энергоснабжения осматривают прицепную платформу и подъездной путь к дистанции контактной сети. Оценивают состояние автосцепки прицепной платформы, колесных пар, букс, тормозной системы, пола и бортов, проверяют габарит погрузки груза, закрепление груза, укомплектованность аварийно-восстановительных средств. Обращают внимание на сроки деповского ремонта прицепной платформы.

Проверяют состояние рельсов и шпал подъездного пути, осматривают стрелочный перевод.

Определяют, соответствует ли габарит выгруженных грузов габариту приближения строения. Обращают внимание на негабаритные места, убеждаются в наличии предупредительных плакатов в этих местах. Подъездной путь должен быть свободен от подвижного состава, в зимнее время очищен от снега, а в летнее – от травы.