Техническое обслуживание системы охлаждения дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах АДМ, АГВ, автодрезинах ДГКу и других

Техническое обслуживание системы охлаждения дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах АДМ, АГВ, автодрезинах ДГКу и других

Дрезина грузовая крановая ДГКу. Автор фото George Chernilevsky, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Техническое обслуживание системы охлаждения

При техническом обслуживании системы охлаждения дизельного двигателя У1Д6-250ТК-С4 или У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисы и автодрезины, убеждаются в отсутствии течи радиатора 1 (рис. 1), обогревателя кабины 5, форсуночного подогревателя 13, соединений трубопроводов, змеевика в масляном баке 10. Осматривают водяные насосы 11 и 14.

Во время работы следят за температурой tож охлаждающей жидкости при помощи термометра 8. В номинальном режиме работы дизельного двигателя tож = 80÷90 °C, максимально допускается 95 °C. Следят за положением кранов 2, 3, 4, 6, 7, 9, 12, 1517: в зависимости от режима оно должно соответствовать приведенному в таблице.

На автомотрисах и автодрезинах для охлаждения дизельного двигателя применяют специальную эмульсию. Если ее нет, то можно использовать дистиллированную воду, куда следует добавить 0,3-0,5% двуокиси хрома.

Через каждые 500 часов работы дизельного двигателя систему охлаждения промывают раствором из 1 килограмма кальцинированной соды и 0,5 литра керосина на 10 литров воды. Раствор заливают и запускают дизельный двигатель на 20-25 минут при частоте вращения примерно 800-1100 оборотов в минуту, данный раствор оставляют на 2 часа в системе. Затем дизельный двигатель запускают на 20-25 минут и сливают из системы раствор. Далее систему заполняют чистой водой и дизельный двигатель прогревают 10-15 минут. Дизель автомотрисы (автодрезины) останавливают и воду сливают, после заливают в систему эмульсию.

Режимы работы системы охлаждения.
РежимКраны, см. рис. 1
23467912151617
Заправка системы++
ЭксплуатационныйБез обогрева кабины+
С обогревом кабины++
Подогрев++++++
Слив из системы++++++++++
«+» – открыт; «–» – закрыт.

Система охлаждения дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах

Рис. 1. Система охлаждения дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах.

Техническое обслуживание водяного насоса

Течь жидкости или масла через контрольное отверстие водяного насоса охлаждающей системы дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) указывает на повреждение его графитокерамического уплотнения 8 (рис. 2). При техническом обслуживании водяного насоса для замены этого уплотнения насос снимают, отделяют от его корпуса 6 входной раструб 9, отворачивают гайку 2 крепления шлицевой втулки 3, снимают ее и проставку. Выбивают валик с крыльчаткой 10 из уплотнения 8.

Водяной насос охлаждающей системы дизельного двигателя автомотрис и автодрезин

Рис. 2. Водяной насос охлаждающей системы дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.

Вынимают уплотнение, разбирают и осматривают его детали; проверяют, нет ли трещин на графитовых кольцах 13, имеются ли на них лабиринтовые уплотнения, не произошло ли обрывов буртиков резиновых манжет 15, налипания графитовой массы на металлокерамический диск 14, работоспособны ли пружины 12.

При сборке водяного насоса системы охлаждения для дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы):

  • вставляют валик с крыльчаткой в корпус и подкладывают под крыльчатку деревянную подставку;
  • надевают на валик бронзовую втулку, нанося предварительно на цилиндрическую часть валика равномерный слой густотертых белил по длине втулки;
  • собирают уплотнение и вставляют его в корпус насоса;
  • вставляют в уплотнение вторую бронзовую втулку и нажимное кольцо 7, резиновые манжеты;
  • собирают проставку, вставив в нее два подшипника 5 и распорную пружину 1;
  • надевают на валик проставку, маслоотражательный кожух 4, шлицевую втулку, закрепляют ее гайкой 2.

Техническое обслуживание фрикционной муфты вентилятора

При техническом обслуживании осматривают фрикционную муфту вентилятора дизельного двигателя автомотрис и автодрезин ежедневно. При замаслянных дисках или в случае пробуксовки муфты ее необходимо разобрать и осмотреть детали.

При разборке фрикционной муфты вентилятора дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) снимают ремни, отжимают на 1,0–1,5 мм в сторону шкива 4 (рис. 3) упорный диск 2, выбивают палец 1. Отжать диск 2 можно вручную или вывертывая два болта 9 из отверстий в ступице шкива 4. В диске 2 для прохода болтов предусмотрены отверстия 10, совпадения которых с отверстиями в шкиве 4 достигают, поворачивая шкив относительно диска 2.

Снимают с валика 8 ведущий шкив 4 совместно с упорным диском 2, диском трения 3 и пружинами 6. Промывают детали фрикционной муфты вентилятора бензином или керосином, тщательно их осматривают; на рабочих поверхностях дисков недопустимы глубокие царапины, забоины, раковины и т. д. Накладки дисков трения не должны иметь повреждений. Толщина диска вместе с накладками не менее 8,5 мм. Расконтривают болты 7, крепящие задний диск трения 5, вывертывают их и снимают диск трения.

Фрикционная муфта вентилятора системы охлаждения для дизельного двигателя автомотрис и автодрезин

Рис. 3. Фрикционная муфта вентилятора системы охлаждения для дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.

Если заклепки, крепящие накладки, сидят неплотно, их необходимо расклепать. Заклепки с трещинами заменяют. При толщине диска менее 8,5 мм заменяют диск или накладки.

Замеряют диаметральный зазор, находящийся между ведущим шкивом и валиком: он не должен быть более 0,135 мм при новом шкиве и более 0,3 мм после ремонта.

Проверяют натяжение ремней ведомого шкива при помощи прикладывания ко всем ремням на ветви между ведомым и ведущим шкивами силу, равную 98 Н (или 10 кгс) (соответствует усилию надавливания большого пальца на правой руке). При этом прогиб ремня должен быть равен 17–20 миллиметров. Ремни в случае замены надо подбирать таким образом, чтобы они по длине различались не больше, чем на 3 миллиметра. Ремни ведомого шкива натягивают при помощи натяжного шкива 1 (рис. 4), валик которого перемещается под действием болта 2 в пазу прилива 3 балки. Гайки 4 предварительно отпускают, а закончив натяжение ремней, их опять затягивают.

Натяжение ремней ведомого шкива вентилятора охлаждающей системы дизельного двигателя автомотрис и автодрезин

Рис. 4. Натяжение ремней ведомого шкива вентилятора охлаждающей системы дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.