Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах АДМ, АГВ, автодрезинах ДГКу и других

Техническое обслуживание системы питания дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах АДМ, АГВ, автодрезинах ДГКу и других

Грузовая крановая автодрезина ДГКу. Автор фото Сайга20К, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Дизельные двигатели автомотрис и автодрезин

Дизельные двигатели У1Д6-250ТК-С4 и дизельные двигатели У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемые на автомотрисах и автодрезинах, при правильной эксплуатации обеспечивают наработку до переборки не менее 5 тыс. ч. Повреждения и отказы, возникающие в процессе эксплуатации дизельного двигателя, большей частью являются следствием нарушения правил эксплуатации. Безотказная работа дизеля автомотрис и автодрезин может быть обеспечена, кроме того, только при условии правильного и своевременного проведения осмотров и технических обслуживаний.

Ремонт дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и двигателей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах, с переборкой шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, топливного насоса и других узлов, выполняемый на специализированных предприятиях, не рассматривается.

Из-за постоянного улучшения характеристик дизельного двигателя в конструкцию его могут быть внесены отдельные изменения, не отраженные здесь.

Дизельный двигатель У1Д6-250ТК, устанавливаемый на автомотрисах и автодрезинах

Рис. 1. Дизельный двигатель У1Д6-250ТК, устанавливаемый на автомотрисах и автодрезинах.

Техническое обслуживание системы питания (топливной системы)

При техническом обслуживании топливной системы дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и двигателей У2Д6-250ТК-С4 обращают внимание на плотность соединений трубопроводов, крепление их к фильтрам тонкой очистки 4 (рис. 2) и щелевому 8, к топливоподкачивающим насосам 9, 1, к топливному насосу высокого давления 3. Осматривают всасывающий трубопровод, где ослабление соединений ведет к подсосу в систему воздуха, что нарушает нормальную работу дизельного двигателя автодрезины и автомотрисы. Воздух удаляют после каждой разборки топливопроводов, промывки фильтров.

Система питания дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах

Рис. 2. Система питания дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и двигателей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах.

При заправке баков 5, 11 разрешается использовать только чистую посуду. Если нет типового экипировочного устройства, в сетки 10 заправочных горловин закладывают мешочки из двойного полотна. Сетки 6, 10 периодически промывают.

Время непрерывной работы топливоподкачивающего насоса 9 не должно превышать 25 мин. Во избежание разрядки аккумуляторной батареи топливо в запасной бак 5 рекомендуется закачивать при частоте вращения дизельного двигателя автомотрисы (автодрезины) 800–900 мин-1.

Кран 7 постоянно открыт, а кран 13 открывают при включении подогревателя 12. Топливо из сливного бака 2 заливать в систему не разрешается. Периодически из запасного и расходного баков спускают отстой. После запуска дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) осматривают соединения трубопроводов и фильтров, подтягивают детали.

В зависимости от климатических условий для дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и двигателей У2Д6-250ТК-С4 применяют топливо летнее, зимнее или арктическое: летнее топливо ДЛ при температуре окружающего воздуха не ниже 0°С, зимнее ДЗ от 0° до –30° С, арктическое ДА – от –30° С и ниже.

Техническое обслуживание щелевого фильтра

Перед запуском дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4 поворачивают рукоятку 3 (рис. 3) щелевого фильтра. Периодически выворачивают пробку 8, сливают отстой. Раз в год щелевой фильтр промывают, отсоединяя от трубопровода. Отворачивают болты 9, вынимают из стакана 1 крышку 2 с осью 4, находящимися на ней пластинами 7 и скребками 10. Очищают фильтр, промывают в дизельном топливе и продувают.

Погнутые скребки и пластины выправляют, поломанные удаляют; если ось с пластинами не проворачивается или поломано более 20% скребков и пластин, фильтр перебирают. Уплотнения 5 и 6 осматривают, при необходимости заменяют.

Фильтр щелевой

Рис. 3. Фильтр щелевой.

Техническое обслуживание фильтра тонкой очистки

На дизельных двигателях УД6 (У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4), начиная с 3-й серии, применены топливные фильтры ТФК-3 с фильтрующими пластинами 2 из картона КФДТ-1 вместо ранее установленных фильтров ТФ-1 с пластинами из тонкошерстного войлока. При переборке в фильтрах ТФ-1 рекомендуется устанавливать пластины из картона КФДТ-1.

Промывают фильтр и заменяют фильтрующие пластины 2 (рис. 4) через 1000 ч работы дизельного двигателя. Отворачивают гайку 11 и снимают стакан 6; вынимают из него фильтрующий элемент, сальник 9, пружину 10, промывают их в дизельном топливе. Разбирают фильтрующий элемент; снимают и заменяют фильтрующие пластины 2 и проставки 1, 3, капроновый чехол 5 с сетки 4; промывают сетку в чистом бензине или керосине.

При сборке фильтра тонкой очистки дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах, надевают на сетку чехол, ставят проставку 1 с четырьмя прорезями по наружному диаметру, две пластины, проставку 3 с четырьмя прорезями по внутреннему диаметру, опять две пластины и т. д. Затем устанавливают пластину 7, затягивают гайку 8. Выступы проставок 2 и 3 должны находиться в одной плоскости. Фильтрующий элемент в стакан устанавливают гайкой вниз и крепят крышку к стакану.

Фильтр тонкой очистки дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисы и автодрезины

Рис. 4. Фильтр тонкой очистки дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисы и автодрезины.

Техническое обслуживание форсунок

Если дизельный двигатель автодрезины (автомотрисы) работает неравномерно, имеет дымный выхлоп, проверяют работу топливного насоса и форсунок. Рычаг управления подачей дизельного топлива ставят в положение, когда наиболее отчетливо заметно нарушение работы дизельного двигателя. Неработающую форсунку определяют, поочередно отключая форсунки. Если отключение какой-либо из них не сказывается на работе дизельного двигателя, то эта форсунка неисправна.

Стенд проверки форсунки для определения качества распыливания топлива и начала впрыска

Рис. 5. Стенд проверки форсунки для определения качества распыливания топлива и начала впрыска.

Проверка форсунки дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 и дизелей У1Д6-250ТК-С4 автодрезин и автомотрис сводится к определению начала впрыска топлива и качества распыливания топлива. Ее производят на специальном стенде (рис. 5), где 1 – подставка; 2 – насос; 3, 5 – трубки; 4 – манометр; 6 – бак; 7 – кран форсунки. В момент начала впрыска давление должно быть (210+10) кгс/см2. При нормальном впрыске распыл должен быть мелким, туманообразным, иметь резкую и четкую осечку с характерным звуком. Не допускается распыл топлива из отверстий распылителя отдельными струйками или не из всех отверстий; отсечка впрыска происходит без характерного резкого звука и сопровождается подтеканием топлива.

Неисправные форсунки дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автодрезинах и автомотрисах, разбирают и ремонтируют. Порядок разборки ее следующий: корпус 5 (рис. 6) зажимают в тиски, отворачивают гайку 7, вынимают втулки 8 и 9, медным молотком выбивают корпус 10. Отворачивают контргайку 2 и регулировочный болт 1, вынимают шайбу 3, пружину 4 и штангу 6. Детали промывают в дизельном топливе.

Внутренние отверстия в распылителе прочищают мягкой проволокой ø 1,0–1,5 мм, а распиливающие отверстия – стальной проволокой ø 0,2 мм. Удаляют нагар с распылителя и очищают иглу деревянным скребком, щеткой из жесткой щетины и чистой салфеткой.

Форсунка дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 и У1Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисы и автодрезины

Рис. 6. Форсунка дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 и дизелей У1Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисы и автодрезины.

При трещинах пружину заменяют. Если имеются дефекты на торцовой шлифованной поверхности корпуса или пары игла–распылитель, их заменяют. При необходимости производят притирку иглы по распылителю. Игла, притертая нормально и смоченная при помощи дизельного топлива, должна плавно под действием своего веса опускаться в корпус распылителя, который наклонен под углом 45°, если она вынута из него на 1/3 длины.

После сборки форсунки дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4 ее устанавливают на стенд, регулируют на давление впрыска затяжку пружины 4 и проверяют качество распыливания топлива.

Проверка и регулировка топливного насоса

Для автомотрис и автодрезин выполняют регулировку и проверку топливного насоса дизелей У1Д6-250ТК-С4 и дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 только при наличии неисправностей.

Плавность хода рейки проверяют, одновременно вращая вручную за полумуфту кулачковый вал и поворачивая наружный рычаг регулятора: не должно быть его заеданий. Если рычаг движется рывками, насос необходимо отремонтировать.

Проверку угла опережения для подачи дизельного топлива производят с помощью моментоскопа:

  • на первый (со стороны привода) штуцер насоса ставят моментоскоп;
  • устанавливают максимальную подачу топлива и фиксируют рычаг управления насоса;
  • выпускают воздух из насоса и фильтра;
  • поворачивают вручную коленвал двигателя до тех пор, пока не начнет подавать топливо 1-я секция насоса;
  • выжимают резинкой 2 (рис. 7) топливо из стеклянной трубки 1 моментоскопа так, чтобы она была заполнена наполовину;
  • поворачивают коленчатый вал против хода на 20–30°;
  • легкими непрерывными толчками поворачивают коленчатый вал по ходу до тех пор, пока в трубке моментоскопа не начнется движение топлива – это начало подачи топлива в 1-й цилиндр дизеля автомотрисы (автодрезины);
  • по шкале маховика проверяют положение поршня первого цилиндра: он должен на 28–30° не доходить до верхней мертвой точки (сокращенно, ВМТ) такта сжатия (332–330° по маховику).

Если полученный угол не соответствует указанным данным, производят регулировку:

  • вращая коленчатый вал дизельного двигателя, устанавливают поршень первого цилиндра за 28–30° от ВМТ по такту сжатия;
  • отворачивают болты 4 на муфте 3;
  • поворачивают за полумуфту валик насоса, добиваются начала подачи топлива его 1-й секцией (начало движения дизельного топлива в трубке моментоскопа);
  • затягивают болты 4 и повторно проверяют угол опережения подачи. Если он установлен правильно, окончательно затягивают болты 4 и фиксируют их проволокой.

Топливный насос дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 и У1Д6-250ТК-С4 автомотрис и автодрезин

Рис. 7. Топливный насос дизельных двигателей У2Д6-250ТК-С4 и дизелей У1Д6-250ТК-С4 автомотрис и автодрезин.

Момент начала подачи топлива в дизельный двигатель автомотрисы (автодрезины) определяют по зазору между торцом плунжера 3 и седлом 2 клапана 1. Толкатель 6 устанавливают в ВМТ и, приподняв отверткой плунжер вверх до отказа, замеряют зазор между ним и плунжером. Зазор должен быть в пределах, указанных в паспорте насоса. Для увеличения зазора ослабляют контргайку 5 болта 4 и ввертывают болт; для уменьшения зазора болт выворачивают.

Чтобы проверить равномерность подачи топлива в дизельный двигатель автодрезины (автомотрисы), на нажимных штуцерах топливных насосов закрепляют трубопроводы, на полумуфте привода насоса – диск с приводной рукояткой. Рычаг подачи дизельного топлива ставят в режим максимальной подачи.

Удалив из системы воздух и устранив течь из соединений, подставляют предварительно взвешенные баки под трубки секций. После полных 250 оборотов кулачкового валика определяют количество топлива в каждом из них. Замеры повторяют 2–3 раза.

Неравномерность подачи топлива в дизельных двигателях автомотрис и автодрезин секциями не должна быть больше 10%. Для изменения количества подаваемого топлива отпускают стягивающий винт 9 зубчатого венца 8 поворотной втулки 7, поворачивают втулку (влево – для увеличения подачи, вправо – для уменьшения) и затягивают винт 9. После регулировки насос пломбируют, отверстия штуцеров закрывают пробками.