Техническое обслуживание тормозной системы автомотрис АДМ, АГВ, АС1А, автодрезин ДГКу, ДМС, ДМ, АГМу и других

Техническое обслуживание тормозной системы автомотрис АДМ, АГВ, АС1А, автодрезин ДГКу, ДМС, ДМ, АГМу и других

Монтажно-восстановительная автомотриса АДМскм. Автор фото Lightsaber, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Ежесменно перед выездом на перегон производят проверку тормозной системы автомотрисы (автодрезины).

Осматривают и проверяют все пневматическое оборудование (компрессор, воздухопроводы, тормозные цилиндры, аппараты управления, контрольно-измерительные приборы) и механическую рычажную передачу.

Запрещается выезд на перегон автодрезины (автомотрисы) с любыми неисправностями тормозной системы.

Техническое обслуживание пневматического оборудования

У автомотрис с дизельными двигателями есть автоматический прямодействующий тормоз, а также неавтоматический прямодействующий вспомогательный тормоз (см. рис. 2), у автодрезин с карбюраторным двигателем есть только неавтоматический прямодействующий тормоз (см. рис. 1).

Пневматическая система автодрезины

Рис. 1. Пневматическая система автодрезины.

На рисунке 2 изображена схема всей пневматической системы, включая звуковую сигнализацию и приводы стеклоочистителей. В тормозной системе используются типовые приборы: концевые рукава 2, тормозные цилиндры 1, клапаны максимального давления 7, краны прямодействующего тормоза 4, концевые краны 3, манометры 6, воздухораспределители 9, краны машиниста 5, предохранительные клапаны 8.

Пневматическая система автомотрисы

Рис. 2. Пневматическая система автомотрисы.

При наличии карбюраторного двигателя питание тормозной системы осуществляется от компрессора, который установлен на данном двигателе, у дизельных автомотрис установлен компрессор типа ВВ-07/8.

При обслуживании и осмотрах оборудования тормозов автомотрис и автодрезин убирают из резервуаров 11 и сборника 10 конденсат, производят проверку в тормозной магистрали падения давления: оно не должно быть за 1 минуту больше 0,2 кгс/см2. В том случае, если падение давления больше, производят выявление мест, где есть утечка воздуха. Утечка воздуха обычно случается в соединениях труб, соединительных рукавах, концевых кранах, между крышкой и штоком тормозного цилиндра.

Утечки устраняют, заменяя манжеты, кольца, прокладки.

Соединения трубопроводов уплотняют при помощи подмотки пеньки или льна, которую смачивают свинцовыми белилами или суриком. Производят проверку, не просрочена ли дата для проверки манометров, проверяют приборы пневматического оборудования, а также кранов машиниста.

Регулятор давления

Регулятор давления служит для того, чтобы управлять работой компрессора. Когда в главном резервуаре давление больше 8,2 кгс/см2 происходит открытие клапана 5 (рис. 3) и воздух из компрессора выходит в атмосферу. При помощи регулировочного клапана настраивают регулятор давления, с этой целью снимают колпачок 4, откручивают гайку 2, ввертывают (вывертывают) ключом стакан 3, пока стрелка красного цвета у манометра, который измеряет в главном резервуаре давление воздуха, не покажет на 8,2 кгс/см2. Золотник 1 промывают через каждые 150–200 часов работы компрессора.

Регулятор давления автомотрис и автодрезин

Рис. 3. Регулятор давления автомотрис и автодрезин.

Клапан максимального давления

Клапан максимального давления автомотрис и автодрезин служит для того, чтобы регулировать давление воздуха, который поступает в тормозной цилиндр в случае торможения краном вспомогательного тормоза. Сняв колпак 1 (рис. 4), регулируют клапан наибольшего давления (усл. № 3-МД).

Ключом вывертывают или ввертывают винт 2, пока стрелка манометра, которым измеряют в тормозном цилиндре давление воздуха, не покажет 3,8–3,9кгс/см2. Винт после регулировки закрывают при помощи предохранительного колпака.

Клапан максимального давления автодрезин и автомотрис

Рис. 4. Клапан максимального давления автодрезин и автомотрис.

Кран машиниста

Краны машиниста предназначены для того, чтобы управлять автоматическими тормозами прицепного состава автодрезин и автомотрис.

На дизельных автомотрисах стоит кран машиниста № 395 (рис. 5), на автомотрисах с двигателем карбюраторным стоит кран машиниста № 326 (рис. 6).

Кран машиниста № 395 автомотрис и автодрезин

Рис. 5. Кран машиниста № 395 автомотрис и автодрезин.

У рукоятки крана машиниста есть шесть фиксируемых рабочих положений:

  • положение I соответствует зарядку и отпуску; из питательной магистрали воздух посредством крана поступает в тормозную магистраль;
  • положение II является поездным с автоликвидацией сверхзарядного давления в магистрали тормозной системы; при этом прерывается прямое сообщение тормозной и питательной системы;
  • положение III соответствует перекрытию магистрали тормозной системы, без ее подпитывания воздухом;
  • положение IV соответствует подпитке магистрали тормозной системы;
  • положение V соответствует служебному торможению, при этом из тормозной магистрали воздух выходит в атмосферу посредством крана машиниста;
  • положение VI соответствует экстренному торможение; воздух тоже выходит в атмосферу посредством крана машиниста, но сильнее, чем в случае служебного торможения.

Кран машиниста № 326 автомотрис и автодрезин

Рис. 6. Кран машиниста № 326 автомотрис и автодрезин.

В кранах машиниста производят проверку чувствительности уравнительного поршня, плотности соединений, определяют темп экстренной и служебной разрядки, определяют величину, на которую произошло завышение давления в магистрали тормозной системы в положении номер IV рукоятки крана.

В золотник добавляют смазку в случае тугого перемещении рукоятки. Если во всех положениях рукоятки происходит непрерывный пропуск воздуха, то осуществляют замену прокладки между промежуточной частью и корпусом. В случае, если во время перевода рукоятки из положения с номером III или из положения с номером IV в положение с номером V случается экстренное торможение, то нужно заменить резиновое уплотнение штуцера.

После проверки кран автомотрисы (автодрезины) регулируют на давление 5,0–5,2 кгс/см2 при положении рукоятки под номером II.

Чтобы произвести регулировку, ослабляют винт, которым крепится на нажимной головке рукоятка. После нажимную головку вывертывают или ввертывают при помощи ключа с расчетом, чтобы в магистрали давление стало равным 5,0–5,2 кгс/см2, затем рукоятку переводят в положение с номером II и винт закрепляют.

В тормозной магистрали автомотрисы (автодрезины) давление зависит от положения, в котором установлена рукоятка крана машиниста.

Кран вспомогательного тормоза 4ВК

Кран вспомогательного тормоза 4ВК (рис. 7) служит для торможения автомотрисы в случае ее следования без прицепа.

Кран через клапан наибольшего давления соединен с питательной магистралью; у его рукоятки есть три положения: I соответствует торможению; II соответствует перекрытию магистрали; III соответствует отпуску тормозов.

Поиск утечек воздуха происходит с помощью обмыливания мест соединения. Через кран вспомогательного тормоза при утечках воздуха делают притирку золотника.

Кран вспомогательного тормоза и воздушные резервуары автомотрис и автодрезин

Рис. 7. Кран вспомогательного тормоза и воздушные резервуары автомотрис и автодрезин.

Воздушные резервуары

На автомотрисах и автодрезинах регулярно осматривают воздушные резервуары, обращая внимание на то, в каком состоянии находятся сварные швы, места крепления арматуры и резервуаров; каждый день продувают резервуары и спускают конденсат. Проводят проверку, насколько хорошо они закреплены; также проверяют места соединений воздухопроводов.

Необходимо, чтобы на резервуарах были паспортные таблички, которые показаны на рисунке 7.

В резервуарах давление контролируют при помощи манометра.

Не реже одного раза в 3 месяца регулируют и проверяют на давление 8,2 кгс/см2 предохранительные клапаны.

Техническое обслуживание компрессора

Компрессор автомотрисы и автодрезины осматривают каждую смену. Обнаруженные пропуск воздуха, течи масла устраняют. Проводят проверку крепления узлов и деталей, крепежные детали подтягивают, устанавливают обвязочную проволоку, недостающие шплинты. Проверяют уровень масла при помощи масломерного щупа.

Проводят проверку нагрева корпуса и отсутствия посторонних шумов. Компрессор в случае посторонних шумов и увеличенного нагрева разбирают и осматривают, проверяя циркуляцию масла, затяжку болтов, пластины клапанов, поршневые кольца.

Компрессор автодрезины и автомотрисы

Рис. 8. Компрессор автодрезины и автомотрисы.

Проверяют, насколько хорошо отрегулирована предохранительная муфта компрессора автомотрисы (автодрезины) спустя 150–200 часов работы. Когда она хорошо отрегулирована, при остановке и пуске дизеля диск с фрикционными кольцами смещается на 1/4–3/4 оборота по отношению к нажимному кольцу при давлении в резервуарах воздуха 8 кгс/см2.

Регулировка предохранительной муфты состоит в следующем: производят снятие пломбы и проволоки с винтом, с помощью которых увеличивают равномерно затяжку пружин. Контролируют затяжку так: на диске муфты 1 закрепляют специальный рычаг 2 (рис. 9) и ставят горизонтально. После этого устанавливают груз 3 с массой 21 килограмм на шпильке 4, рычаг при этом не должен передвигаться вниз, а когда будет добавлен груз 2 килограмма, он должен опуститься. Это будет соответствовать моменту затяжки, равному 2400–2600 кг·см.

Регулировка предохранительной муфты компрессора автомотрисы автомотрис и автодрезин

Рис. 9. Регулировка предохранительной муфты компрессора автомотрисы автомотрис и автодрезин.

Проверка уровня масла в компрессоре автодрезины и автомотрисы

Рис. 10. Проверка уровня масла в компрессоре автодрезины и автомотрисы.

Техническое обслуживание рычажной передачи

На автомотрисах и автодрезинах ежесменно осматривают рычаги, тяги, предохранительные скобы, проверяют прочность их крепления, наличие шайб, шплинтов. Детали, имеющие протертые места, трещины, обрывы, отколы, заменяют.

Общий зазор во всех шарнирных соединениях, принадлежащих рычажной передаче, допускается не больше 2 миллиметров; валики, которые расположены вертикально, должны быть поставлены головками вверх, а горизонтальные валики поставлены поставлены головками внутрь рамы, кронштейны, тормозные цилиндры, предохранительные устройства надежно укреплены на раме.

При опущенном тормозе тормозные колодки автодрезин и автомотрис должны отходить от поверхности катания колеса на 15–18 миллиметров по всей длине и в это же время прилегать довольно плотно к тормозным башмакам. Необходимо, чтобы в случае торможения все колодки одновременно касались колес, а выход штока, принадлежащего тормозному цилиндру, не превышал 100 мм при давлении в тормозном цилиндре 3,8–3,9 кгс/см2.

Толщина тормозных колодок допускается не менее 25 мм, выход их за наружную поверхность колеса не более 10 мм.

Производят проверку работы ручного тормоза: нужно, чтобы он легко приводился в действие при помощи маховика, который расположен в кабине.

Рычажная передача автомотрис и автодрезин

Рис. 11. Рычажная передача автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание АБД автодрезин

Для проверки работы устройства АБД включают зажигание двигателя, ставят рычаг реверса в положение «Вперед» или «Назад», поворачивают ключ в левое положение до упора, открывают вентиль (кран) и, подав воздух в электропневматический клапан ЭПК, вынимают ключ. Через 45–47 секунд к водителю автодрезины поступает сигнал продолжительностью 3–4 секунд. В момент появления первого звукового сигнала нажимают рукоятку бдительности РБ, затем сигнал прекращается.

При последующих звуковых сигналах рукоятку бдительности не нажимают, через 7–8 секунд автоматически под действием реле РВВ срабатывает тормозная система, происходит мгновенный выпуск воздуха из тормозной магистрали, автодрезина останавливается. Время выхода воздуха из тормозного цилиндра 9–12 секунд. По манометру видно, что давление снизилось до нуля. Следовательно, устройство АБД исправно.

АБД автодрезины

Рис. 12. АБД автодрезины.