Техническое обслуживание трансмиссии автомотрис, автодрезин ДМС, ДМ, АГМс и других с двигателем ЗИЛ-130
Автодрезина АГМс. Автор фото Emoskvin, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Техническое обслуживание муфты сцепления
У отрегулированного правильным образом сцепления не должно наблюдаться пробуксовки во включенном положении, при этом оно должно полностью выключаться при нажатии на педаль. У педали сцепления рабочий ход равен 130–150 миллиметров, свободный – 35–50 миллиметров, полный ход – не менее 180 миллиметров. Зазор между рычагом 2 (рис. 3) и подшипником 1 включения сцепления 3–4 миллиметра.
В процессе эксплуатации периодически регулируют привод сцепления, очищают его от грязи. Своевременно подтягивают все болтовые соединения, смазывают подшипник включения сцепления и вал педали сцепления. Следят за затяжкой всех болтов крепления картера прямо к блоку цилиндров. Нормальный момент затяжки болтов 0,8–1 кгс∙м.
Рис. 1. Педаль сцепления автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.
Рис. 2. Диск сцепления автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130.
Рис. 3. Механизм сцепления автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130.
Техническое обслуживание коробки перемены передач
У коробки перемены передач (КПП) автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130 есть пять передач, предназначенных для движения вперед и одна передача, предназначенная для движения назад.
В процессе осмотра проверяют резьбовую пробку сливного отверстия 3 (рис. 4), снабженную магнитом. Очищают магнит, производят промывку воздушных каналов сапуна, который является ввернутым в установочный болт крышки (на ранее выпускаемых КПП). Засорение каналов приводит к повышению давления в картере коробки, т. е. течи масла.
В случае замены масла или в случае разборки коробки передач попадание в нее песка и грязи не допустимо, так как может происходить заедание шестерен. Для нормальной работы коробки перемены передач автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130, а также синхронизаторов, следует обеспечить для педали сцепления свободный ход. Причинами шума (гудения) в коробке передач и сильного нагрева картера, может быть отсутствие масла или его недостаточная вязкость.
Проверяя работу КПП, рычаг реверса устанавливают в нейтральное положение и постепенно, начиная с низшей, включают все передачи. Ни одна из передач не должна самопроизвольно выключаться.
Рис. 4. Коробка перемены передач автодрезин и автомотрис с двигателем ЗИЛ-130: 1 – коробка передач; 2 – рычаг переключения; 3 – отверстие для залива; 4 – сливное отверстие; 5 – трос спидометра.
Техническое обслуживание реверса
При осмотре коробки реверса автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130 проверяют целость корпуса, его крепление к раме дрезины, убеждаются в отсутствии трения, подтеков масла, ослабления болтовых соединений.
Переключение реверса для изменения направления вращения ведущего вала или передачи мощности на подъемное устройство (на ДМ, ДМС) должно происходить плавно.
Убеждаются в том, что крышки корпуса имеют прокладки 3 (рис. 5), плотно закрыты, отверстия 5 в крышке для слива отработанного масла имеют пробку. В случае утечки масла гаечным ключом подтягивают войлочное уплотнение, а при износе уплотнение заменяют. Через боковую пробку определяют уровень залитой смазки. Подшипники валов реверса закрыты глухими крышками 1, 2.
Рис. 5. Реверс автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130.
Техническое обслуживание карданной передачи
Карданную передачу автодрезины (автомотрисы) с двигателем ЗИЛ-130 осматривают, проверяют болтовое крепление фланцев 1 (рис. 6) вилок 2 к ведущему и ведомому валам. Все болты затягивают до отказа. Время от времени проверяют, как посажены крестовины в подшипниках, а также подшипники в вилках 2. В случае ослабления болтов, которые крепят крышки подшипников, их подтягивают. Убеждаются в отсутствии задиров на валах.
Обращают внимание на состояние предохранительных скоб 3, предотвращающих падение карданного вала.
Рис. 6. Карданная передача автомотрис и автодрезин, на которых установлен двигатель ЗИЛ-130.