Техническое обслуживание трансмиссии дизельных автомотрис АДМ, АГВ, автодрезин ДГКу и других

Техническое обслуживание трансмиссии дизельных автомотрис АДМ, АГВ, автодрезин ДГКу и других

Автодрезина ДГКу. Автор фото Roman Zhukov, CC BY 3.0, через Викисклад.

Трансмиссия, передающая вращающий момент от дизельного двигателя к осевому редуктору, состоит из фрикционной муфты, раздаточной коробки, гидравлической передачи, карданных валов.

Техническое обслуживание трансмиссии автодрезин и автомотрис проводят при неработающем дизельном двигателе.

На работающем дизельном двигателе визуально определяют, нет ли течи в масляных трубопроводах гидропередачи, по соответствующим приборам контролируют температуру и давление масла.

Техническое обслуживание фрикционной муфты

При техническом обслуживании фрикционной муфты дизельных автомотрис и автодрезин постоянно следят за надежностью крепления корпуса фрикционной муфты к кожуху маховика, соединения выходного фланца и фланца раздаточной коробки, периодически проверяют крепление выходного фланца на валу муфты.

Крепление фланца и затяжку гайки проверяют, не снимая муфту с дизельного двигателя. Отсоединяют и отодвигают фланец карданного вала от фланца 3 (рис. 1) муфты на 50–70 мм. Отгибают усик шайбы так, чтобы он вышел из паза гайки 5, проверяют ее затяжку; убеждаются в отсутствии подвижности фланца 3. Гайку подтягивают и фиксируют, загибая усик в ее паз. Затем соединяют фланец 3 с фланцем карданного вала.

Фрикционная муфта дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 1. Фрикционная муфта дизельных автомотрис и автодрезин.

Периодически в соответствии с картой смазки смазывают муфту сцепления.

В случае пробуксовки муфты или появления ненормальных шумов, осматривают подшипники и диски трения.

Для осмотра сферического подшипника 4 снимают фланец 3, верхнюю 1 и нижнюю 8 крышки корпуса муфты. Отворачивают гайки и вынимают болты 7 крепления крышек 2 и 6 подшипника.

Отодвигают крышки, сохранив прокладки. Промывают подшипник бензином или керосином, осматривают его. При наличии трещин на обоймах, сепараторе и роликах, выкрашивания, шелушения металла на роликах и беговых дорожках, задиров, цветов побежалости в любом месте или заедании роликов – подшипник заменяют.

Проверку дисков трения производят после разборки муфты. Для разборки ее снимают кронштейны 5 (рис. 2), кулачки 6, механизмы включения 4, нажимной диск 1 с тягами 3 и диск трения 2.

Разборка муфты и проверка дисков трения на дизельных автомотрисах и автодрезинах

Рис. 2. Разборка муфты и проверка дисков трения на дизельных автомотрисах и автодрезинах.

На диске трения ослабленные заклепки 7 подклепывают, с трещинами на головках заменяют новыми. Неглубокие риски на поверхности трения нажимного диска зачищают наждачной бумагой, задиры и глубокие кольцевые риски устраняют, обрабатывая поверхности на шлифовальном станке.

После установки нажимного диска в сборе с тягами и кулачками проверяют, а при необходимости и регулируют размер 62–0,5 мм.

Техническое обслуживание гидравлической передачи

Основными частями гидравлической передачи автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем являются гидротрансформатор 3, коробка перемены передач 5, в которой размещены механизм фрикционов и реверс, узел 7 смазки, содержащий фильтры 6, регулировочные клапаны 4, насосы 1, 2.

Гидравлическая передача автодрезины (автомотрисы) с дизельным двигателем

Рис. 3. Гидравлическая передача автодрезины (автомотрисы) с дизельным двигателем.

Гидротрансформатор

Во время работы гидротрансформатора (ГТР) дизельных автомотрис и автодрезин определяют на слух, нет ли ненормального шума, проверяют крепление ГТР к коробке перемены передач (КПП), убеждаются в герметичности всех крышек, контролируют температуру и давление масла по приборам на щите управления.

Рекомендуется применять масло индустриальное И-12А или И-20А, не смешивая масла различных сортов. В баке дизельной автомотрисы и автодрезины должно быть не менее 90 л масла.

Первую замену масла производят через 100 ч работы ГТР, следующие через 1000 ч. По истечении 4000 ч проверяют затяжку гайки 4 (рис. 4, слева внизу) на насосном валу, через 8000 ч проводят полную ревизию ГТР. Анализ масла выполняют через 200 часов работы; при наличии стружки алюминия в масле проводят внеочередную ревизию ГТР. После ревизии ГТР испытывают давлением 6 кгс/см2, утечки масла не должны быть больше 10 л/мин.

Входной фланец ГТР снимают винтовым прессом с предохранительным диском 1. Ввертывают пресс до упора и, вращая винт 2 за рукоятку 3 по часовой стрелке, нагнетают масло в течение 5–10 мин. Если фланец не спрессовывается, слегка ударяют по нему молотком.

Винтовой пресс и гидротрансформатор автодрезины и автомотрисы с дизельным двигателем

Рис. 4. Винтовой пресс и гидротрансформатор автодрезины и автомотрисы с дизельным двигателем.

Механизм фрикционов

На дизельных автомотрисах и автодрезинах для предотвращения повреждения фрикционных дисков ведущего 1 (рис. 5) и ведомого 2 запрещается работать на холостом ходу ГТР при частоте вращения выше 1000 об/мин, резких стуках при включении реверса, свидетельствующих о повышенном ведении дисков, давлении масла и температуре, не соответствующих указанным выше. Причина ведения дисков – их коробление, поломка пружин 3.

Механизм фрикционов дизельных автомотрис и автодрезин

Механизм фрикционов автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем

Рис. 5. Механизм фрикционов дизельных автомотрис и автодрезин.

Ревизию фрикционов с разборкой производят через 4000 ч работы. Проверяют коробление и износ дисков, при сборке они должны легко надеваться на зубья барабанов. Диски с клеймом «ПР» устанавливают на сторону гидротрансформатора. После окончательной сборки фрикционный вал совместно с клапанами плавного трогания проверяют на герметичность при температуре масла 18–20 °C давлением 12 кгс/см2. Когда плунжеры находятся в рабочих положениях, допускается перетечка масла не более 6 л за 10 мин.

Реверс

Из положения «Вперед» в положение «Назад» реверс переключают при работающем дизельном двигателе на остановленной автомотрисе, иначе может произойти его поломка.

Для разборки реверса вначале снимают смежные валы, затем крышку промежуточного вала, вынимают пружинное кольцо и вновь устанавливают крышку. Ставят специальную скобу 3 (рис. 5) со стержнями 1 и выжимают вал из подшипников винтом 2. Вынимают вал вместе с шестернями через специальный паз в последовательности, обратной показанной (поз. IIV) на рисунке 5.

Блок насосов и импульсные насосы

Категорически запрещается при закрытом на всасывающем трубопроводе кране работа насосов. Все трубопроводы должны быть чистыми, не иметь резких перегибов, сужений, течи рабочей жидкости. Для технического обслуживания насосы время от времени разбирают и промывают дизельным топливом.

Для разборки блоков насосов отворачивают гайки 9 (рис. 6), болты 2, снимают крышку 3 и выбивают штифты, снимают корпус 1, кольцо 5, левый подшипник 4, кольцо 6, кольцо 8 и легкими ударами выбивают вал с подшипником 7 в правую сторону.

Клапаны импульсных насосов 2 и 3 на давление 12 кгс/см2 регулируют, устанавливая прокладки под пружины 1 и 4. Регулировку давления импульсных насосов производят вращением игл 5 и 8, сняв колпачки 6 и ослабив гайки 7.

Импульсный насос и блок насосов дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 6. Импульсный насос и блок насосов дизельных автомотрис и автодрезин.

Клапаны плавного трогания

Для трогания автодрезины без рывков и переключения ступеней передач применены клапаны плавного трогания (рис. 7).

Момент закрытия полостей б, д клапанов нижними кромками проточек в, г, золотников 1, 2 при давлении масла 2,1–2,3 кгс/см2 в каналах о, е, регулируют, изменяя затяжку пружин 3 прокладками 4. Если клапаны отрегулированы правильно, при включении 1-й или 2-й ступени передач резко повышается давление до 2,1 – 2,3 кгс/см2; оно держится в течение 1–2 сек., затем плавно нарастает до 11,5–12 кгс/см2 за 0,5–1 сек.

Клапаны плавного трогания автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем

Рис. 7. Клапаны плавного трогания автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем.

Фильтр гидропередачи

Фильтры гидропередачи регулярно осматривают и промывают.

Гидроциклон

Гидроциклон проверяют через 50 ч работы, для чего отворачивают сборник 1 (рис. 8) и промывают его в дизельном топливе, затем продувают сжатым воздухом.

Сетчатый фильтр

Сетчатый фильтр промывают раз в неделю в дизельном топливе. Вывернув пробку 3 (рис. 8), вынимают из корпуса 1 фильтрующий элемент 2. После промывки сборку ведут в обратном порядке; ставят резиновое кольцо 4.

Масляный фильтр КПП и фильтр импульсных насосов

Масляный фильтр КПП и фильтр импульсных насосов дизельных автомотрис и автодрезин содержат сетчатый фильтр 3 (рис. 8), который промывают через 50 ч работы в дизельном топливе, вывинтив предварительно из корпуса 4. Внутреннюю полость корпуса продувают сжатым воздухом, отсоединив всасывающую трубу.

В случае обнаружения в фильтре стружки алюминия гидропередачу подвергают ревизии с разборкой.

Магниты фильтра очищают не реже, чем 2 раза в неделю, для чего вывинчивают кронштейн 2 вместе с магнитами 1.

Сетчатый фильтр, гидроциклон, масляный фильтр КПП, масляный фильтр импульсных насосов и раздаточная коробка дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 8. Сетчатый фильтр, гидроциклон, масляный фильтр КПП, масляный фильтр импульсных насосов и раздаточная коробка дизельных автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание раздаточной коробки

Корпус раздаточной коробки и промежуточную опору автомотрис и автодрезин с дизельным двигателем осматривают, проверяют, нет ли трещины в лампах или оборванных болтов, крепящих эти узлы к раме. Убеждаются в наличии необходимых шплинтов, пружинных и стопорных шайб, обвязочной проволоки, а также в том, что уровень масла в коробке находится между рисками маслоуказателя.

При работе должен возникать монотонный шум без стуков, температура нагрева коробки и опоры не должна превышать 80 °C. В случае посторонних шумов и повышенного нагрева смазку сливают, промывают внутренние полости коробки чистым дизельным топливом. Открывают крышку и осматривают детали, шестерни с отколотыми зубьями заменяют.

Техническое обслуживание карданной передачи

Перед выездом автодрезины (автомотрисы) на перегон производят осмотр карданной передачи.

Проверяют крепление ее фланцев 1 на шлицевых концах валов гидропередачи, осевых редукторов, компрессора, для чего покачивают фланец в поперечном и продольном направлениях. При ощутимом качании фланца подтягивают его крепление, для чего отсоединяют соответствующие фланцы карданного вала, снимают с болтов проволоку, затягивают болты до отказа и фиксируют их проволокой.

Чтобы разобрать шарнир карданного вала, после того, как будут сняты подшипники 4, спрессовывают аккуратно с двух находящихся смежно шипов крестовины 5 обоймы торцового крепления 3 и вынимают их через отверстия в вилках. Смещая крестовину, сначала выводят шипы с напрессованными обоймами, затем вынимают крестовину. При сборке шарнира заводят крестовину в отверстия вилок, после чего устанавливают снятые обоймы с уплотнениями.

Карданная передача дизельных автомотрис и автодрезин

Рис. 9. Карданная передача дизельных автомотрис и автодрезин.