Техническое обслуживание воздухоочистителя и турбокомпрессора дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах АДМ, АГВ, автодрезинах ДГКу и других
Автодрезина ДГКу. Автор фото Stanislav Dusík, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Техническое обслуживание системы всасывания дизельных двигателей У1Д6-250ТК-С4 и дизелей У2Д6-250ТК-С4, устанавливаемых на автомотрисах и автодрезинах, сводится к промывке воздухоочистителя и очистке турбокомпрессора.
Техническое обслуживание воздухоочистителя
При техническом обслуживании воздухоочиститель дизельного двигателя У1Д6-250ТК-С4 (У2Д6-250ТК-С4), устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах, промывают в обычных условиях через 100 ч работы двигателя, при наличии снежного покрова – через 300–500 ч, при сильной запыленности – через 8–10 ч.
Разбирают воздухоочиститель дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы), отделяя от корпуса 8 (рис. 1) головку 5 с кассетами 3 и бункером 1, предварительно ослабив гайки стяжных болтов 4, 6, 9; очищают бункер от пыли, промывают при помощи дизельного топлива, продувают с применением сжатого воздуха; очищают корпус, разбирают головку, вынимают кассеты, промывают их топливом дизельным, продувают сжатым воздухом опускают на 5–10 мин в чистое отработанное авиамасло; вынимают кассеты, дают маслу стечь в течение 1 ч, затем воздухоочиститель собирают, смазав войлочные прокладки 2, 7 солидолом.
Рис. 1. Воздухоочиститель дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.
Техническое обслуживание турбокомпрессора
При техническом обслуживании периодически проверяют надежность крепления всасывающего и выхлопного 1 (рис. 2) патрубков турбокомпрессора дизельного двигателя У1Д6-250ТК-С4 (У2Д6-250ТК-С4), устанавливаемого на автомотрисах и автодрезинах, работоспособность сильфона 2, надежность крепления трубок подвода 6 и отвода 3 охлаждающей жидкости, подвода масла 5; проводят техническое обслуживание турбокомпрессора 4. Ежедневно во время работы дизельного двигателя осматривают фланцы корпуса подшипников 10 и места подсоединений трубопроводов.
Рис. 2. Турбокомпрессор дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.
Давление масла на входе в турбокомпрессор должно быть перед пуском не ниже 0,5 кгс/см2 и не ниже 2,0 кгс/см2 при работе дизельного двигателя.
Через 500–1000 ч работы турбокомпрессор дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) снимают и разбирают. Откручивают гайки, которыми крепится корпус компрессора и турбины; снимают корпус компрессора 1 (рис. 3) и корпус турбины 13; снимают сопловый венец 11, отгибают стопорную шайбу 5 гайки 4 на роторе 2 и отворачивают гайку. Снимают колесо компрессора 3; снимают уплотнительные кольца 6; достают из корпуса подшипников ротор, а затем плавающие втулки 9; ставят заглушки на отверстия крышек уплотнений 7, на трубки подвода и отвода масла и воды.
Детали турбокомпрессора дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) промывают в дизельном топливе, тщательно очищают от грязи, нагара и протирают. Нагар счищают только деревянными скребками. При необходимости снимают кольца.
Поврежденные уплотнения и прокладки заменяют.
Рис. 3. Схема разборки и сборки турбокомпрессора дизельного двигателя автомотрис и автодрезин.
При сборке турбокомпрессора дизельного двигателя автодрезины (автомотрисы) снимают заглушки, вставляют плавающие втулки 9, а затем ротор в корпус подшипников. Необходимо уплотнительные кольца 12 турбины плавно вводить в отверстие уплотнительной крышки. Надевают уплотнение компрессора на ротор, а затем его колесо на шлицевую часть вала ротора. Метки на колесе и роторе должны совпасть. Устанавливают стопорную шайбу компрессора и завертывают гайку. Вставляют сопловый венец в корпус турбины, который надевают на корпус подшипников и затягивают гайки. Перед установкой турбокомпрессора на дизельный двигатель автомотрисы (автодрезины) снимают заглушки с труб подвода и отвода масла и воды.
Через 400 ч осматривают плавающие втулки, подшипники.
Определяют зазоры в подшипниках, измеряя внутренний диаметр стальной втулки 8, наружный и внутренний диаметры плавающих втулок, диаметры шеек вала ротора. Если зазоры между шейками и плавающими втулками превышают 0,15 мм, а между стальной и плавающей втулками – 0,25 мм, плавающие втулки заменяют.