Техника безопасности при техническом обслуживании автомотрис и автодрезин

Техника безопасности при техническом обслуживании автомотрис и автодрезин

Автомотриса 1АДМ-1.3. Автор фото Lightsaber, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Осмотр, ремонт, смазку узлов и другие работы производят на автомотрисе (автодрезине), выключив все машины и механизмы, отключив напряжение. Приводят в действие ручной тормоз и под колеса обеих колесных пар устанавливают тормозные башмаки.

При работе с домкратом 1 (рис. 1) проверяют его исправность, состояние опорной поверхности головки 2. Домкрат устанавливают на твердый грунт. Между головкой домкрата и рамой 4 автомотрисы (автодрезины) помещают деревянную прокладку 3. Применять домкраты при нагрузке выше паспортной не допускается. Автомотриса (автодрезина) должна быть закреплена тормозными башмаками, ставить ее на ручной тормоз не допускается.

Сварочные работы на автомотрисах (автодрезинах) могут выполнять только сварщики. Место работ должно быть ограждено переносной ширмой 7 или щитом. Недопустимо, чтобы через буксы и колесные пары проходила цепь обратного тока. Провод обратного тока 6 должен быть подключен непосредственно к свариваемой детали. Аккумуляторную батарею 5 необходимо отключить.

Техника безопасности при осмотре, ремонте, смазке узлов и других работах на автомотрисе и автодрезине

Рис. 1. Техника безопасности при осмотре, ремонте, смазке узлов и других работах на автомотрисе и автодрезине. (В зеленом круге – правильно, в красном – неправильно).

Автомотрисы и автодрезины рекомендуется размещать на подъездных путях в отапливаемых гаражах, где температура зимой должна быть выше +16 °C. В гараже предусматривают освещение, вентиляцию, оснащают его противопожарным оборудованием. В смотровой канаве цепи освещения выполняют на напряжение не больше 12 В. Для исключения наезда автомотрисы (автодрезины) на стену здания на рельсах размещают тормозные башмаки.

Необходимо в гараже удобно разместить рабочие места, подобрать окраску стен и оборудования по требованиям технической эстетики. В помещении запрещается работа двигателя без использования особого отводящего газ трубопровода 1.

Наносят предупредительную полосу на ворота с внутренней стороны на высоте 2 метра по всей длине обоих створок. Так как в помещении сквозняки допускать нельзя, на створки ворот зимой в нижней их части ставят уплотнения. Электрические печи, имеющиеся в гараже, заземляют при помощи контура заземления. У заземляющих устройств проверяют сопротивления не реже 1 раза в год; оно должно быть не более 4 Ом.

Отапливаемый гараж для размещения автомотрис и автодрезин

Рис. 2. Отапливаемый гараж для размещения автомотрис и автодрезин.

До выезда с места стоянки или из гаража водитель (машинист), принимая смену, проверяет работоспособность электрического оборудования, исправности и наличие средств пожаротушения. На каждой автомотрисе (автодрезине) должно быть два огнетушителя ОУ-5 и металлический ящик 2 (рис. 3) с песком объемом не менее 0,25 м3. Проводят проверку состояния бензоэлектрического агрегата, топливных баков 1, проверяют, как хранятся смазочные материалы. Разлитую смазку или топливо сразу надо убрать. На автомотрисе и автодрезине нельзя использовать открытое пламя и курить.

Проверяют состояние электропроводки, а также изоляции нулевой точки генератора автодрезин ДГКу, АГВ, АДМ. Корпуса генератора и всех элементов электрооборудования, защитные оболочки кабелей должны быть соединены через раму автомотрисы (автодрезины). Работы с электрическим оборудованием производят исключительно при снятии напряжения.

Не реже одного раза в три месяца, проводят замеры сопротивлений для всех участков электрической цепи мегаомметром на 1000 В: между фазой и корпусом оно должно быть не менее 0,5 МОм, а между фазами 1 МОм.

Следует соблюдать осторожность и при работе с этилированным бензином. Он ядовит. Нельзя использовать бензин для заправки паяльных ламп, мытья деталей, в качестве растворителя, запрещается заливать его в бак из ведер. Его перекачивают по шлангу 3 (рис. 3).

Действия перед выездом автомотрисы и автодрезины из гаража или с места стоянки

Рис. 3. Действия перед выездом автомотрисы и автодрезины из гаража или с места стоянки. (В зеленом прямоугольнике – правильно, в красном – неправильно).

При работе обслуживающего персонала приходится применять антифриз, щелочи и кислоты, являющиеся опасными для органов дыхания и кожных покровов. В случае, если электролит или серная кислота попадают на кожу, нужно ее сразу вытереть и промыть при помощи воды., Смешивающий воду и кислоту работник должен быть одет в костюм из грубой шерсти, у него должны быть защитные очки и резиновые перчатки.

Во всех помещениях, в которых проводятся работы с щелочами и кислотами, должны быть установлены вентиляция. Хранят кислоту в бутылях из стекла с оплеткой. Переносят бутыли вдвоем на специальных носилках. Для разлива кислоты применяют фарфоровые или стеклянные кружки на 1–2 л с носиком.

Техника безопасности при работе обслуживающего персонала с антифризом, кислотами и щелочами

Рис. 4. Техника безопасности при работе обслуживающего персонала с антифризом, кислотами и щелочами. (В зеленом круге – правильно, в красном – неправильно).

На двери тех помещений, где заряжают аккумуляторы, должны быть нанесены необходимые надписи.

Водитель (машинист) перед въездом и выездом из гаража должен проверить, что ворота закреплены и открыты, что никто не стоит между воротами и рельсом, стеной гаража и тупиком пути. Водитель (машинист) должен проверить, не выходят ли груз и узлы автодрезин (автомотрис) за габариты подвижного состава, закрепление и положение крановой установки, насколько хорошо закреплен груз, также необходимо убедиться в том, свободен ли путь и отошли ли рабочие на расстояние более 2 метра. Затем он выполняет подачу звукового сигнала и приводит автомотрису в движение.

Техника безопасности при въезде и выезде автомотрисы и автодрезины из гаража

Рис. 4. Техника безопасности при въезде и выезде автомотрисы и автодрезины из гаража. (В зеленом прямоугольнике – правильно, в красном – неправильно).

С автодрезины (автомотрисы) можно сходить на широкое междупутье или на обочину пути, убедившись предварительно, что по соседним путям нет идущего поезда. Садиться на автомотрису (автодрезину) или сходить с нее до полной остановки не разрешается. Находясь на железнодорожных путях водитель (машинист) обязан соблюдать правила безопасности: пути переходить можно только в установленном месте, при этом касаться опор контактной сети запрещается; свисающие оборванные провода надо обходить на расстоянии 10 метров, переходить через подвижной состав можно только по тормозной площадке и т. д.