Управление автомотрисой и автодрезиной: подготовка и выезд на перегон, маневровые передвижения, отправление, ведение и прибытие
Автодрезина ДГКу. Автор фото mashinist23, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.
Подготовка и выезд на перегон
Перед выездом машинист автомотрисы (водитель автодрезины) осматривает ходовые части, двигатель, тормозное устройство, рессорное подвешивание, крановую установку, монтажный подъемник, убеждается в надежном закреплении поворотной площадки и подъемного крана; проводят проверку, есть ли в наличии запасных частей, сигнальные принадлежности, инвентарь и детали. Машинист (водитель) должен иметь при себе свидетельство на право управления автомотрисой (автодрезиной), разрешение на право движения по железнодорожным путям и маршрутный лист формы АУ-12.
Машинист (водитель) вместе с помощником выводят автомотрису (автодрезину) на подъездной путь гаража (депо). Останавливают ее на расстоянии 5–10 м от прицепной платформы. Машинист (водитель) убеждается в исправности автосцепок на автомотрисе и платформе (вагоне). Со скоростью не более 3 км/ч подъезжают к платформе и производят плавное сцепление. Оно считается выполненным, если сигнальный отросток 4 (рис. 2) автосцепки на платформе не виден. Для предотвращения саморасцепа в головки автосцепок вставляют и завертывают специальные стопорные болты 1. Убеждаются в надежности сцепления.
Рис. 1. Осмотр перед выездом на перегон автомотрис и автодрезин, исправная, неисправная и сцепленная автосцепки.
Рис. 2. Механизмы автосцепки автомотрис и автодрезин.
Перед соединением концевых рукавов 3 воздушную магистраль продувают, для чего придерживая головку рукава тормозной магистрали, плавно открывают и закрывают концевой кран 5. Соединяют рукава автомотрисы 6 и платформы 2, открывают концевой кран на автомотрисе, затем на платформе.
Проверяют правильность погрузки, размещение и крепление груза. Масса груза на прицепной платформе определяется профилем пути и скоростью движения (см. таблицу).
Режим | Скорость движения, км/ч | Допустимая масса груза, т, на прицепной единице для автодрезины ДГКу, при i, ‰ | |||
---|---|---|---|---|---|
0 | 5 | 10 | 15 | ||
Маневровый | 0-2,5 | 500 | 500 | 250 | 250 |
12,5 | 500 | 300 | 200 | 150 | |
26 | 300 | 150 | 60 | 30 | |
32 | 225 | 75 | 45 | – | |
38 | 200 | 30 | – | – | |
40 | 160 | – | – | – | |
50 | 60 | – | – | – | |
Поездной | 13 | 300 | 150 | 110 | 60 |
25 | 300 | 135 | 75 | 30 | |
52 | 150 | 60 | 30 | – | |
64 | 110 | 35 | – | – | |
75 | 60 | – | – | – | |
80 | 40 | – | – | – |
В хвосте поезда вывешивают красный диск установленного образца (рис. 3, сверху), проверяют, закрыт ли концевой кран.
После прицепки платформы производят зарядку тормозной сети поезда, опробование тормозов. Давление в тормозной магистрали должно упасть на 0,6–0,7 кгс/см2. Когда колодки прижаты к колесам, из тормозного цилиндра выход штока не должен превышать 125 мм. Колодки при отпуске тормозов отходят от колеса, шток входит в тормозной цилиндр на автомотрисе и прицепной платформе.
Рис. 3. Вывешенный красный диск установленного образца в хвосте поезда, пробное торможение и отпуск тормозов автомотрис и автодрезин.
В соответствии с порядком, который установлен распорядительным техническим актом (ТРА) станции, выезжают на станционные пути для производства маневровых передвижений или выезда на перегон. Автомотрису (автодрезину) останавливают на участке, где поверхность рельсов не покрыта снегом, песком или мазутом.
На станции машинист затормаживает поезд пневматическим ручным тормозом 7 (рис. 2), вынимает ключ зажигания 8 и направляется к дежурному по станции. Предъявляет ему свидетельство на право управления, удостоверение МПС, талоны предупреждения, заполненный маршрутный лист, акт технического освидетельствования и опробования автомотрисы (автодрезины), акт на шунтирующее устройство и удостоверение на право пользования грузовым вагоном нерабочего парка. У дежурного по станции машинист (водитель) получает необходимые документы для выезда на перегон, согласовывает маневровые передвижения на станции.
Маневровые передвижения автомотрис и автодрезин
На станции маневровые передвижения выполняют, соблюдая порядок, указанный в ТРА. Маневровыми передвижениями автомотрисы (автодрезины) руководит один работник – дежурный по станции, парку. Перемещениями на ремонтных путях локомотивных и вагонных депо руководит специальный работник депо. Автомотриса (автодрезина) с прицепными платформами (вагонами) может устанавливаться на станционных путях в границах, обозначенных предельными столбиками 1 (рис. 1).
Рис. 4. Маневровые передвижения автомотрис и автодрезин.
При отцепке подвешивают тормозные рукава на автомотрису и на вагон, предварительно приведя в действие автотормоза. На рельс под колесо вагона со стороны уклона кладут тормозной башмак 2.
Маневры производят в соответствии с сигналами маневровых светофоров, ручными и звуковыми сигналами, подаваемыми руководителем маневров по разрешению дежурного по станции или его указанию, а также с указаниями, которые переданы по двусторонней парковой связи или радиосвязи. Звуковые сигналы при маневрах машинист (водитель) повторяет, подавая свисток, т. е. подтверждая, что принял их к исполнению.
Рис. 5. Сигналы для маневров автомотрис и автодрезин.
Проезд с запрещающим показанием светофора для маневров при готовом маршруте можно совершать только по указанию специального дежурного по станции, а также посту или парку, полученному по радиосвязи, а также парковой двусторонней связи или по указанию руководителя маневров.
Маневры производят (см. рис. 4) со скоростью не больше, чем 60 км/ч при перемещении по свободным путям одной автомотрисы (автодрезины) или с вагонами, а также прицепленными сзади с заряженными автотормозами; не больше, чем 40 км/ч при движении автомотрисы (автодрезины) с вагонами, прицепленными сзади, но с незаряженными автотормозами; не больше, чем 25 км/ч при движении вперед вагонами; не больше, чем 3 км/ч при подходе к вагону.
При движении по специальным станционным путям необходима повышенная бдительность, нужно время от времени подавать сигнал – один длинный свисток, следить за сигналами, за людьми на путях, положением стрелок, стрелочных указателей. Помощник называет показания сигнала, машинист повторяет его, убедившись в этом показании.
Отправление автомотрис и автодрезин как поезда
Автомотриса (автодрезина) отправляется на перегон как поезд. Перед отправлением машинист (водитель) получает от дежурного по станции предупреждение на белом бланке с полосой желтого цвета, нанесенной по диагонали, об остановках, снижении скорости, особой бдительности и т. п.
Поезд может выйти на перегон, когда на выходном светофоре показано разрешение на проезд (рисунок 6), или после вручения машинисту (водителю) жезла либо письменного разрешения установленной формы.
Перед тем как привести автомотрису (автодрезину) в движение, машинист (водитель) и его помощник еще раз проверяют правильность восприятия показания выходного сигнала: называют вслух показание сигнала. Во время отправления поезда подают свистком один длинный звуковой сигнал. В темное время суток проверяют, включены ли фары автомотрисы (автодрезины). До проезда выходного сигнала машинист (водитель) и его помощник держат светофор в поле зрения.
Рис. 6. Сигналы светофора на участках, оборудованной автоматической и полуавтоматической блокировкой, регулирующие движение автомотрис и автодрезин.
При производстве работ на путях, в различных сооружениях и на контактной сети с закрытием пути перегона отправление автомотрисы (автодрезины) как хозяйственного поезда производят в соответствии с разрешением на белом бланке с полосой красного цвета, нанесенной по диагонали. На перегон могут выходить для работы одновременно несколько хозяйственных поездов под руководством одного руководителя работ. На каждый поезд выдается свое разрешение. Первый поезд отправляется со станции и следует по перегону с установленной скоростью. Следующие поезда движутся со скоростью не более 20 км/ч; между ними расстояние не менее 1 км.
На закрытый перегон отправляться хозяйственные поезда могут с разных станций навстречу друг другу; при этом автомотрисы (автодрезины) следуют до места (километрового столба и пикета), указанного в разрешении и останавливаются.
Дальнейшее передвижение этих поездов на перегоне происходит в соответствии с указанием руководителя работ.
Рис. 7. Правила отправления автомотрис и автодрезин при производстве работ на путях, в сооружениях и на контактной сети с закрытием пути перегона.
При отправлении и в пути следования делают проверку работы автотормозов автомотрисы (автодрезины). Например, при скорости 40–60 км/ч снижают в тормозной магистрали давление до 0,6 кгс/см2. При исправных тормозах скорость сразу снижается не менее чем на 10 км/ч. (После проверки тормоза отпускают.) Если же такое снижение давления не вызвало тормозного эффекта, продолжают снижать его дальше. В случае отсутствия тормозного эффекта, немедленно принимают меры к остановке. Останавливают автодрезину включением муфты сцепления, ставя рычаг коробки передач в положение для соответствующей скорости.
Одновременно применяют ручной тормоз.
Рис. 8. Проверка действия автотормозов автомотрисы и автодрезины при отправлении и в пути следования.
Допускается отправление в сцепе не более двух автомотрис (автодрезин). Соединение тормозных рукавов и открытие концевых кранов после сцепления выполняет машинист первой (ведущей) автомотрисы. При наличии прицепной платформы машинисты (водители) совместно проверяют правильность сцепления автомотрис одна с другой и с платформой, соединение воздушных магистралей, открытие концевых кранов.
При отправлении поезда машинист (водитель) ведущей автомотрисы (автодрезины) подает звуковой сигнал отправления: один длинный.
Второй машинист (водитель) повторяет его и только после этого поезд приводят в движение.
Рис. 9. Отправление в сцепе двух автомотрис или автодрезин.
В пути следования машинист (водитель) ведущей автомотрисы (автодрезины) подает второму машинисту (водителю) следующие звуковые сигналы: два коротких – увеличить тягу; один короткий – уменьшить ее; три коротких – остановиться. Машинист (водитель) второй автомотрисы (автодрезины) повторяет эти сигналы. Несогласованные действия машинистов (водителей) могут привести к повреждению двигателя, муфты сцепления.
Для производства работ, состоящих в установке опор для контактной сети и анкеров, разрешается формировать поезда в следующем составе: автомотриса АДМ или АГВ, четырехосная платформа и котлованокопатель.
Все подвижные единицы поезда должны быть включены в единую тормозную систему.
Ведение автомотрис и автодрезин как поезда
Машинист (водитель) автомотрисы (автодрезины) и его помощник внимательно следят за свободностью пути, положением стрелок, за показаниями сигнальных, указателей сигналов, знаков, называют вслух показания сигналов, в соответствии с установленным МПС регламентом переговоров (рис. 10) и строго выполняют их требования. Одновременно обращают внимание на состояние воздушных линий, контактной подвески, опор освещения. При обрыве провода и падении его на путь принимают меры к остановке.
Рис. 10. Регламент переговоров между машинистом (водителем) автомотрисы (автодрезины) и его помощником при ведении поезда.
В пути следования непрерывно наблюдают за показаниями контрольных приборов, скоростемера (спидометра), не допуская превышения скорости, установленной на данном перегоне, либо указанной в полученном предупреждении. Слушают сообщения, передаваемые по поездной радиосвязи, следят за работой двигателя и механизмов, состоянием груза и материалов на автомотрисе (автодрезине) и прицепной платформе.
Обращают внимание на состояние встречных поездов; при нахождении неисправности, которая угрожает безопасности движения, а также отсутствии хвостовых сигналов, сообщают машинисту встречного поезда об этом посредством поездной радиосвязи. В пути подают звуковые сигналы оповестительные, бдительности и др., установленные в соответствии с существующими «Инструкциями для сигнализации на железных дорогах».
Помощник машиниста (водителя) автомотрисы (автодрезины) обязан объявлять скорость, установленную предупреждением. При подъезде к знаку «Начало опасного места» машинист (водитель) принимает меры к снижению скорости, чтобы проследовать зону, огражденную знаками, со скоростью, которая стоит в предупреждении, а при отсутствии предупреждения – со скоростью, не превышающей 25 км/ч. После проезда знака «Конец опасного места» помощник сообщает об этом машинисту (водителю) и последний может увеличить скорость.
Приближаясь к переезду, оборудованному шлагбаумами или светофорной сигнализацией, увидев знак «Бодрствование» у сигналиста, дежурного по переезду подают один короткий звуковой сигнал (рис. 11). Машинист автомотрисы (автодрезины) или помощник открывает окно и следит за сигналами, подаваемыми сигналистом.
При внезапно возникшем препятствии, а также при подаче сигнала остановки с пути автомотрису (автодрезину) останавливают. Длина тормозного пути lт зависит от скорости перед торможением v0 и профиля пути (см. таблицу).
Автомотриса, автодрезина | Масса прицепного груза, т | Длина lт на площадке, не более, м, при v0, км/ч | Длина lт на уклоне 6‰ не более, м, при v0, км/ч | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
30 | 40 | 50 | 60 | 80 | 30 | 40 | 50 | 60 | 80 | ||
ДМ | 15,6 | 40 | 80 | 100 | 120 | – | 40 | 90 | 110 | 150 | – |
25,6 | 55 | 90 | 140 | 200 | – | 65 | 100 | 150 | 220 | – | |
АГМу | 15,1 | 50 | 90 | 120 | 180 | – | 55 | 95 | 130 | 190 | – |
40,1 | 110 | 190 | 285 | 390 | – | 115 | 210 | 320 | 475 | – | |
АГВ | – | 80 | 120 | 190 | 260 | 430 | 100 | 140 | 210 | 290 | 490 |
ДГКу | – | 85 | 130 | 200 | 280 | 470 | 100 | 150 | 220 | 310 | 520 |
АГВ | 60 | 110 | 190 | 250 | 380 | 610 | 120 | 200 | 300 | 410 | 720 |
ДГКу | 60 | 105 | 195 | 260 | 385 | 620 | 115 | 200 | 300 | 410 | 700 |
Рис. 11. Подача одного короткого звукового сигнала при приближении к переезду, оборудованному шлагбаумами или светофорной сигнализацией, при подаче знака «Бодрствование» сигналистом, дежурным по переезду.
Светофор с зеленым сигналом разрешается проезжать со скоростью 100 км/ч для автомотрис АДМ, 80 км/ч – АГВ, ДГКу, ДМС, АС и 65 км/ч – ДМ (при отсутствии предупреждения на снижение скорости). Светофор с желтым сигналом для всех автомотрис и автодрезин проезжают при скорости не более 50 км/ч. Проезд светофора с красным сигналом запрещен (см. рис. 12).
Автомотрису (автодрезину) останавливают перед светофором на расстоянии не менее 100 м.
При следовании платформой вперед (возвращение с перегона) на ней должен находиться помощник машиниста (водителя) или специально выделенный сигналист с ручными сигналами. Если задним ходом движется автодрезина АС1А, то этот работник должен находиться на ней впереди по ходу движения дрезины.
После остановки автомотрисы (автодрезины) у закрытого проходного светофора проверяют действия пневматических тормозов, подают сигнал бдительности и движутся по следующему блок-участку со скоростью не более 20 км/ч, даже при наличии видимого разрешающего показания следующего светофора.
Рис. 12. Движение и остановка автомотрис и автодрезин.
На остановках в пути следования проверяют нагрев букс (не выше 70 °C), следят за температурой воды, убеждаются в наличии ее в системе охлаждения двигателя, осматривают колесные пары, узлы рессорного подвешивания и т. п.
Прибытие на станцию
При подходе автомотрисы (автодрезины) к станции подают оповестительный сигнал (один длинный) и проследуют входной светофор с разрешающим показанием. Разрешается поезду проследовать входной светофор с погасшим либо красным огнем и продолжить свое движение до предельного столбика или до другого светофора со скоростью не больше, чем 20 км/ч по пригласительному сигналу, по разрешению в письменной форме дежурного по станции либо по приказу, регистрируемому дежурным по станции, переданному машинисту (водителю) автодрезины (автомотрисы) по радиосвязи либо по специальному телефону.
У входного светофора периодически подают звуковой сигнал бдительности, представляющий собой один короткий сигнал и один длинный. При входе на станцию следят за правильностью маршрута, свободностью пути, за сигналами, подаваемыми работниками станций, за движением поездов, маневровыми передвижениями.
Рис. 13. Порядок прибытия на станцию автомотрис и автодрезин.