Устройство и принцип работы сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125
Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.
Устройство сцепления мотоциклов К-125 и М1А «Москва»
Мотоциклы К-125 и М1А «Москва» имеют сцепление многодисковое, работающее в масле. К ведущей части сцепления относятся ведущий барабан 6 (рис. 1), ведущие диски 3, нажимной диск 1. Ведомую часть сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125 составляют ведомый баран 5 и ведомые диски 4; ведущие и ведомые диски сжимаются пружинами 2. К ведущему стальному барабану 6 сцепления мотоциклов К-125 и М1А «Москва» приклепана стальная звездочка 10 цепной передачи от двигателя. Ведущий барабан сцепления по окружности имеет пазы для выступов ведущих дисков и окна для охлаждения, а на боковой наружной поверхности — приклепанную фасонную шайбу 9 с квадратными отверстиями для храповика пускового механизма и выступающую цилиндрическую ступицу 7. Барабан свободно установлен на ведущем валу коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 на стальной втулке 8.
Рис. 1. Устройство сцепления мотоцикла М1А «Москва» и К-125: 2 — пружины; 1 — нажимной диск; 4 — ведомые диски; 3 — ведущие диски; 6 — ведущий дисковый барабан; 5 — ведомый барабан; 8 — стальная втулка; 7 — ступица; 10 — звездочка для цепной передачи от двигателя; 9 — шайба с отверстиями, предназначенная для храповика.
В пазы барабана сцепления мотоциклов К-125 и М1А «Москва» своими выступами устанавливается три кольцевых стальных ведущих диска 3, имеющих на боковой поверхности окна, в которые вставлены пробковые вкладыши. На выходящий из ведущего барабана сцепления конец ведущего вала коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 на шлицах установлен ведомый барабан 5, имеющий по своей окружности шлицы. Барабан закреплен на валу гайкой с замочной шайбой. На шлицы ведомого барабана сцепления мотоциклов К-125 и М1А «Москва» надеты четыре ведомых диска 4 (четвертый диск приварен к нажимному диску). Ведомые диски при сборке сцепления установлены через один с ведущими. Внутри ведомый барабан имеет пять отверстий со спиральными пазами, в которые ввернуто пять пружин 2, наружные концы которых выгнуты в виде крючков. Эти крючки пропускаются через отверстия крышки и зацепляются за нее.
Зацепление пружин за крышку производится следующим способом: через отверстия крышки продевают согнутую в виде петли железную проволоку, зацепляют петлю за крючок пружины и, растягивая пружину, выводят крючок через отверстие крышки; затем поворачивают пружину за крючок в сторону так, чтобы крючок лег на крышку, и вытаскивают проволоку.
Устройство привода сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125
В устройство привода сцепления мотоциклов К-125 и М1А «Москва» входят: рычаг 1 (рис. 2), укрепленный на руле, трос 5 с оболочкой, червяк 8 с регулирующим винтом 9 и шариком 7, шток 6 и грибок штока 12.
Рычаг выключения сцепления 1 шарнирно болтом 4 соединен с кронштейном 2, а кронштейн укреплен на руле хомутиком 3.
На мотоциклах М1А «Москва» и К-125 для присоединения концов троса к рычагу сцепления и к рычагу червяка на концы троса надеваются цилиндрические сухарики 10 и припаиваются наконечники 11. Оболочка троса одним концом упирается в упор кронштейна, а конец троса сухариком соединен с отверстием рычага. Другой конец оболочки упирается в упор правой крышки картера двигателя мотоциклов К-125 и М1А «Москва», а трос соединен сухариком с рычагом червяка.
Рис. 2. Устройство привода сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125: а — сцепление включено; б — сцепление выключено, 1 — рычаг сцепления; 2 — кронштейн; 3 — хомутик; 4 — винт; 5 — оболочка троса; 6 — шток; 7 — шарик; 8 — червяк; 9 — регулирующий винт; 10 — сухарик; 11 — наконечник троса; 12 — грибок штока.
Принцип работы сцепления мотоциклов М1А «Москва» и К-125
Когда рычаг сцепления отпущен, сцепление включено; при этом растянутые пружины через нажимной диск прижимают с силой ведомые диски к ведущим.
На мотоциклах К-125 и М1А «Москва» при нажатии на рычаг сцепления усилие от него через трос передается на рычаг червяка. Червяк, повертываясь через регулирующий винт и шарик, передает усилие штоку, грибок штока давит на нажимной диск, который, растягивая пружины, освобождает от сжатия ведущие и ведомые диски, и сцепление оказывается выключенным.