Устройство и техническое обслуживание электрооборудования автомотрис АДМ и АГВ, автодрезин ДГКу и ДМС

Устройство и техническое обслуживание электрооборудования автомотрис АДМ и АГВ, автодрезин ДГКу и ДМС

Автодрезина ДГКу. Автор фото Semen1966, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Электрические схемы автомотрис и автодрезин

Чтобы быстро отыскать и устранить неисправности электрооборудования, необходимо хорошо изучить электрические схемы автомотрис и автодрезин.

Электрические цепи дизельных автомотрис АГВ, АДМ и автодрезины ДГКу унифицированы. Источником электроэнергии здесь служит генератор переменного тока ЕСС5-91-4 мощностью 50 киловатт, напряжением 400 вольт, частота вращения равна 1500 мин-1. Исполнительные механизмы приводятся в действие электрическими двигателями серий 4А и MKTF. Применена типовая пускорегулирующая аппаратура, с помощью которой осуществляется управление электрооборудованием систем дизеля, гидропередачи и т. д.

В качестве примера, рассмотрим принципиальные схемы электрических цепей только автодрезины ДГКу, которые приведены на рисунках 1 и 2.

Различают силовые цепи (красный цвет на схемах), цепи управления (синий) и вспомогательные цепи (зеленый).

Силовые электрические цепи

В силовые цепи автомотрис и автодрезин входят следующие электрические машины и аппараты:

  • генератор переменного тока ГС (тип ЕСС5-91-4);
  • электродвигатели M1 механизма подъема груза (тип АСВТ-52, мощность 7 кВт), М2 механизма передвижения грузовой тележки (тип 4АС100, мощность 2,6 кВт), М3 механизма поворота крана (тип MKTF-111-6, мощность 3,5 кВт);
  • пускорегулирующая аппаратура – магнитные пускатели реверсивные Р11 (тип ПМЕ-213), Р12 и Р13 (тип ПМЕ-113), нереверсивные Р14 (тип ПАЕ-412), автоматические выключатели АВ5, АВ6 (тип АП-50-ЗМТ, ток уставки 10 А) и предохранители с плавкой вставкой на 20 А.

Принципиальная схема электрических цепей автодрезины ДГКу

Рис. 1. Принципиальная схема электрических цепей автодрезины ДГКу.

Цепи управления

К цепям управления автодрезин и автомотрис относится следующее электрооборудование:

  • система пуска дизеля, состоящая из стартера СТ (тип Т210, мощность 11 кВт, напряжение 24 В); реле-регулятор Р9 (тип РРТ-32), реле привода стартера Р10 (тип РСТ-20), аккумуляторная батарея (тип 6ТСТ-132 ЭМС), генератор вспомогательный ГБ (тип Г-731, мощность 1,5 кВт напряжение 24 В) и выключатель массы ВМ (тип ВК-318);
  • электромагнит ЭМ9 колодочного тормоза ТКТ-200 двигателя M1, электродвигатели М9 и М10 электрогидравлических толкателей тормозов двигателей М2 и М3;
  • система контроля и регулирования работы генератора ГС автомотрис и автодрезин, включающая в себя стабилизирующие устройства Rу, Rк, Тк, блок кремниевых выпрямителей Д5 в цепи возбуждения; в систему контроля входят также вентили электропневматические ЭМ10 (включение генератора) и ЭМ11 (отключение генератора) и, кроме того, конечные выключатели ВК (тип ВПК-2110);
  • электромагнитное устройство автомотрис и автодрезин для погрузки рельсовых скреплений и других мелких предметов, состоящее из электромагнитной шайбы (тип М22Б), блока кремниевых выпрямителей , , ЗД (тип В2-50), контроллера магнитного ПМС (тип ПМС-150) и выключателя автоматического воздушного (тип А-3163);
  • ограничитель грузоподъемности ОГП-1, установленный на кране и служащий для предотвращения подъема груза недопустимой массы; он автоматически выключает в этом случае двигатель M1. Механизм состоит из датчика усилий ДУС, датчика перемещений тележки ДУГ, релейного блока с подстроечными резисторами и сигнальными лампами зеленого (груз в пределах нормы) и красного цвета (масса груза выше нормы);
  • привод жалюзи капота, состоящих из вентиля электропневматического ЭM1 (тип ВВ-32), выключателя (тип ВК-26-А2) и предохранителя с плавкой вставкой на ток 40 А;
  • устройство управления гидропередачей, состоящее из вентилей электропневматических ЭМ2 (включение гидропередачи), ЭМЗ (включение реверса «вперед»), ЭМ4 (включение реверса «назад»), ЭМ5 (включение маневрового режима движения автодрезины), ЭМ6 (включение поездного режима движения автодрезины), кнопок К1К4 включения электропневматических вентилей и выключателей конечных ВК1ВК4. Все вентили электропневматические типа ВВ-32, кнопки включения типа КМЕ, выключатели конечные типа ВПК-2110;
  • привод песочниц, состоящий из электропневматических вентилей ЭМ7 (задней песочницы), ЭМ8 (передней песочницы) и переключателя. Вентили типа ВВ-32, переключатель типа П20-А2.

Вспомогательные цепи

В состав вспомогательных цепей автомотрис и автодрезин входит следующее электрооборудование:

  • система обеспечения дизеля, состоящая из электродвигателей М6 масляного насоса и М7 (тип МЗН-2) топливного насоса, выключателей типа ВК-317 и предохранителей с плавкими вставками на ток 5 А;
  • система температурного режима кабины автодрезины, в которую входят электродвигатели калорифера М8 (тип МЭ-219, напряжение 24 В) и вентиляторов М4, М5 (напряжение 12 В, мощность 185 Вт, частота вращения 2600 об/мин);
  • электрооборудование предпускового жидкостного подогревателя (тип ПЖД-44Б);
  • сигнальные лампы, аппаратура световой и звуковой сигнализации.

Принципиальная схема электрических цепей автодрезины ДГКу

Рис. 2. Принципиальная схема электрических цепей автодрезины ДГКу:

Л1, Л2 – лампы освещения панели приборов;
Л3 – то же кабины;
Л4, Л5 – подкапотное освещение;
Л6, Л7 – освещение ходовых частей;
Л8 – лампа освещения площадки под краном;
Л9 – то же гидропередачи;
Л10 – лампа, сигнализирующая о включенном положении гидропередачи;
Л11, Л12 — лампы, сигнализирующие о переключении реверса соответственно в положение «назад» и «вперед»;
Л13, Л14 – лампы, сигнализирующие о поездном и о маневровом режиме движения;
Л15, Л16 – лампы, сигнализирующие соответственно о включении и выключении генератора;
ЛБ1, ЛБ2 – лампы задних буферных фонарей соответственно правого и левого;
ЛБ3, ЛБ4 – то же передних буферных фонарей;
ЛС1, ЛС2 – лампы задних сигнальных фонарей соответственно-правого и левого;
ЛС3, ЛС4 – то же переднего и заднего сигнальных фонарей;
ЛП1, ЛП2 – лампы прожекторов соответственно переднего и заднего.

Поиск неисправностей электрооборудования

При неисправностях электрооборудования автодрезин и автомотрис последовательно, руководствуясь схемой, осматривают участки цепей, проверяют целость плавких вставок предохранителей, надежность всех креплений, исправность электрических проводов, генератора, электродвигателей, приборов, пускорегулирующей аппаратуры; убеждаются в целости сигнальных ламп. При проверке используют специальные переносные контрольно-измерительные приборы.

Все работы по ремонту электрооборудования автомотрис и автодрезин производят при отключенном генераторе!

Если генератор автомотрисы (автодрезины) не возбуждается на холостом ходу, сначала проверяют все соединения в дополнительной обмотке со стабилизирующим устройством, контактные кольца, кремниевые диоды. Если генератор работает неустойчиво, регулируют его с помощью стабилизирующего устройства Rу, Rк, Тк, проверяют, не изношены ли щетки.

В случае систематического перегорания плавких вставок предохранителей на одном из участков цепи, измеряют сопротивление изоляции электрических проводов этого участка друг от друга, а также проводов относительно металлоконструкций автодрезины. Сопротивление должно быть не менее 0,5 МОм.

Если при работе сильно нагреваются электродвигатели исполнительных механизмов, то, помимо проверки состояния этих механизмов, осмотра подшипников и контактных колец электродвигателя, измеряют сопротивления изоляции катушек друг от друга, а также сопротивление изоляции между катушками и корпусом электродвигателя; оно должно быть не менее чем 0,5 МОм.

Оборудование автомотрис АДМ и АГВ

В отличие от дрезины ДГКу автомотрисы АДМ, АГВ имеют специальное оборудование для выполнения строительных и монтажных работ на контактной сети и линии продольного электроснабжения. Расположение основного оборудования на автомотрисе АДМ показано на рисунке 3.

Расположение основного оборудования на автомотрисе АДМ: 2 – источник электрической энергии; 6 – щит управления; 7 – пульт управления аутригером; 10 – выносной пульт управления подъемной площадкой; 9 – выносной пульт управления краном; 5 – грузовая лебедка; 8 – гидронасос; 4, 11 – золотники управления; 3, 12 – электродвигатели; 1 – розетка для подключения к источнику тока

Рис. 3. Расположение основного оборудования на автомотрисе АДМ: 2 – источник электрической энергии; 6 – щит управления; 7 – пульт управления аутригером; 10 – выносной пульт управления подъемной площадкой; 9 – выносной пульт управления краном; 5 – грузовая лебедка; 8 – гидронасос; 4, 11 – золотники управления; 3, 12 – электродвигатели; 1 – розетка для подключения к источнику тока.

На автомотрисе АГВ установлено основное оборудование, показанное на рисунке 4.

Работоспособность крановой установки, подъемной площадки и всей автомотрисы зависит от исправного состояния генератора.

Выносной пульт управления подъемной площадкой и краном требует бережного обращения. Не допускается обрыв или излом подводящего провода, повреждение корпуса пульта. В процессе эксплуатации периодически проверяют сопротивление изоляции электрической сети: оно должно быть не менее 0,5 МОм. При понижении сопротивления изоляции и в случае однофазного замыкания на корпус машины и на землю должна включаться сигнальная лампочка прибора контроля изоляции сети.

Расположение основного оборудования на автомотрисе АГВ: 1 – источник электрической энергии; 2 – розетки; 3 – щит управления; 4 – электродвигатель подъема и опускания груза; 5 – выносной пульт управления подъемной площадкой и краном; 6 – золотники управления; 7 – гидронасос; 8 – сварочный трансформатор

Рис. 4. Расположение основного оборудования на автомотрисе АГВ: 1 – источник электрической энергии; 2 – розетки; 3 – щит управления; 4 – электродвигатель подъема и опускания груза; 5 – выносной пульт управления подъемной площадкой и краном; 6 – золотники управления; 7 – гидронасос; 8 – сварочный трансформатор.

Пульты управления аутригерами находятся непосредственно у соответствующих аутригеров и имеют два положения: опуск и подъем аутригеров.

При осмотре аппаратуры, установленной на щите управления, обращают внимание на состояние поверхности контактов магнитных пускателей, автоматических выключателей, креплений проводов, состояние предохранителей. Действие подвижных частей аппаратуры проверяют вручную. Аппаратуру в шкафах продувают сжатым воздухом.

Осмотр аппаратуры производят не реже одного раза в неделю. Не допускается ослабление крепления проводов, нарушение изоляции проводов.

Электрическое оборудование автодрезины ДМС

Электрическое оборудование автодрезины ДМС включает в себя: щиток приборов 21, (рис. 5) розетки фар 2, плафоны 3 освещения кабины, цепи подъема вышки, концевые выключатели 4 цепи опускания вышки и 5 цепи ее подъема; панель соединения проводов 6, реле 7 АБД, кнопку электромагнитного клапана 8, транзисторный коммутатор 9, электромагнитный клапан 10, аккумулятор 11, стартер 12, реле выключения стартера 13, прерыватель тока 14, свечи зажигания 15, генератор переменного тока 16, регулятор напряжения 17, добавочный резистор 18, катушку зажигания 19, звуковой сигнал 20, датчик 22 температуры охлаждающей жидкости и датчик 1 ее аварийного нагрева.

Электрическое оборудование автодрезины ДМС

Рис. 5. Электрическое оборудование автодрезины ДМС.

Электрические цепи дрезин выполнены по однопроводной схеме на напряжение 12 В постоянного тока. Источником электрической энергии на дрезине является генератор 16 при работающем двигателе или аккумуляторная батарея 11 при неработающем. Кнопки управления, выключатели и приборы сосредоточены в кабине водителя. Конечные выключатели 4 и 5 включены в цепь зажигания. Запуск двигателя производится от аккумуляторной батареи с помощью стартера 12.

Техническое обслуживание генераторов и электродвигателей

Постоянно контролируют режим работы генератора и электродвигателей автодрезин и автомотрис по контрольно-измерительным приборам, не допуская перегрузок. Убеждаются в отсутствии посторонних шумов.

Не реже, чем раз в 3 дня, генератор (двигатели) осматривают; сразу после остановки дизеля определяют температуру корпуса генератора (двигателя) 4 (рис. 6) в зоне подшипниковых щитов 1, 8; она не должна превышать более чем на 45 °C температуру окружающей среды. Проверяют надежность крепления всех болтовых соединений, убеждаются в отсутствии в полости генератора (двигателя) грязи, влаги и масла. Один раз в месяц генератор (двигатель) продувают сжатым воздухом и осматривают подшипники. Если автомотриса (автодрезина) работает при запыленности более 0,5 г/м3, генератор и электродвигатели продувают через каждые 50 ч работы.

Генератор автомотрис и автодрезин

Рис. 6. Генератор автомотрис и автодрезин.

Для осмотра и смены смазки подшипников 3 отвинчивают болты, крепящие крышку подшипника и кольцо траверсы, заменяют их шпильками.

Снимают крышку 2 заднего щита 1 и сдвигают крышку переднего, сняв траверсу с кольцом. При осмотре подшипников убеждаются в отсутствии следов нагрева (цветов побежалости), трещин, раковин, выкрашивания на кольцах, шариках и сепараторах, обрывов, среза или ослабления заклепок сепаратора. Если имеется хотя бы один из указанных дефектов, подшипник необходимо заменить.

На автомотрисах и автодрезинах, заменяя загрязненную смазку, подшипники промывают бензином, добавляя 6–8% трансформаторного масла.

При осмотре щеток 5 (рис. 6), щеткодержателей 6, контактных колец 7 руководствуются требованиями, описанными в материале Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования дизельных автомотрис и автодрезин.

Сопротивление изоляции обмоток генератора (двигателя) должно быть не менее 0,5 МОм при температуре корпуса 60 °С. Если оно меньше, обмотки очищают и просушивают, продувая горячий сухой воздух. До начала и в процессе сушки через каждый час измеряют сопротивление изоляции. Сушку прекращают, если в течение нескольких часов оно, достигнув 0,5 МОм (при 80 °C) остается постоянным.

Проверяют крепление привода генератора автомотрисы (автодрезины) к раме, температуру подшипниковых узлов. Если она выше 70 °C, узел разбирают, подшипники промывают и осматривают.

Проверяют натяжение ремней, прикладывая к каждому ремню усилие 5–6 кгс. Прогиб ремней должен быть 8–10 мм. Длина ремней должна различаться не более, чем на 7,5 мм.

Проверяют и при необходимости регулируют муфту привода генератора (рис. 7).

Устанавливают муфту 5 так, чтобы А = 39 мм, поршень 2 вводят в цилиндр 1 до упора. Расстояние между отверстиями в хвостовике поршня 2 и в рычаге 4 регулируют гайками 3.

Привод генератора автомотрис и автодрезин

Рис. 7. Привод генератора автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание проводов и предохранителей

При техническом обслуживании автомотрисы и автодрезины проверяют электрические провода, особенно в местах заделки, катушки и контакты аппаратуры.

Кабели и провода, чья изоляция разрушена и пропитана нефтепродуктами, потеряла эластичность (высохла и потрескалась) или имеет механические повреждения, следует заменить. Изоляция считается исправной, если при перегибе на ее поверхности не образуются трещины. При замене проводов (кабелей) автодрезин и автомотрис не допускается скручивать их, на концы проводов сечением до 2,5 мм2 напаивают облуженные наконечники большего сечения. Если в местах заделки провода имеют обрыв более 10% жил, наконечники перепаивают не реже, чем раз в 6 месяцев, замеряют сопротивление изоляции проводов: оно должно быть не менее 0,5 МОм.

Провода и предохранители автомотрис и автодрезин

Рис. 8. Провода и предохранители автомотрис и автодрезин.

Проверяют соответствие установленным номинальным значениям тока плавких вставок предохранителей.

Запрещается применять самодельные вставки на автомотрисах и автодрезинах. Вскрывают крышки, продувают аппараты воздухом, контакты протирают.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Периодически защищают штыри и зажимы, к которым подсоединяют провода. Для предохранения зажимов от коррозии их покрывают нитролаком.

Протирают поверхность аккумуляторной батареи автодрезины (автомотрисы) раствором 10%-ным спирта нашатырного или соды кальцинированной, затем вытирают ее сухой чистой ветошью. Существующие вентиляционные отверстия в пробках прочищают тонкой проволокой.

В жаркое время через 5–6 дней проверяют уровень электролита аккумуляторной батареи автомотрисы (автодрезины), вводя через отверстия 2 (рис. 9), в которые заливают электролит, стеклянную трубку 4; высота электролита в ней должна быть 12–15 мм.

Периодически опускают в отверстие 2 кислотомер, засасывают электролит при помощи груши из резины и по делениям ареометра 3 определяют плотность электролита. У заряженного аккумулятора она должна быть: в южных районах 1,25 в течение всего года; северных районах 1,51 зимой и 1,29 летом; в районах с температурой до –40° С зимой 1,51 и летом 1,29. Доливают электролит дистиллированной водой.

Для проверки аккумуляторной батареи автомотрисы и автодрезины применяют нагрузочную вилку 5. Разница напряжений банок не выше 0,1 В, ток 100–150 А.

Аккумуляторные батареи автомотрис и автодрезин

Рис. 9. Аккумуляторные батареи автомотрис и автодрезин.

Техническое обслуживание освещения, световой и звуковой сигнализации

Освещение и световая сигнализация

В систему освещения и световой сигнализации автодрезины и автомотрисы входят фары 1 (рис. 10), задние фонари, плафоны кабины, лампы освещения приборов, освещение подкапотное, переносная лампа 3 и штепсельные розетки 2. Ежедневно протирают поверхность рассеивателей фар и задних фонарей; убеждаются в исправности всех приборов и контрольных ламп, проверяют изоляцию проводов фар.

Внешние признаки неисправностей – неполный накал нитей у ламп, их периодическое мигание или незагорание. Причинами этого могут быть: нарушение электроконтакта между патроном и лампой из-за окисления, плохое присоединение проводов, обрыв проводов либо замыкание на корпус, подгорание и окисление контактов переключателя, перегорание нитей у плавких предохранителей и ламп. Отсутствие контакта или обрыв провода выявляют при помощи переносной лампы. Присоединяют один провод лампы к корпусу, а второй поочередно к точкам цепи между источником тока и потребителем.

Освещение, световая и звуковая сигнализация автомотрис и автодрезин

Рис. 10. Освещение, световая и звуковая сигнализация автомотрис и автодрезин.

Электрический звуковой сигнал

Электрический звуковой сигнал автомотрис (автодрезин) очищают от пыли и грязи. Проверяют надежность крепления его к корпусу автодрезины, а также крепление к нему проводов.

Через 30 тыс. км зачищают контакты звукового сигнала и производят регулировку его звука специальным ключом. Необходимо избегать длительных включений сигнала. При появлении хрипа или снижении громкости нужно отрегулировать сигнал. Для этого ослабляют гайку 1 на резисторе 2 и отверткой выворачивают стержень 3 на 1/4 оборота. После чего затягивают гайку и проверяют звучание.

Воздушный звуковой сигнал (тифон)

Воздушный звуковой сигнал (тифон) автодрезин и автомотрис (рис. 11) осматривают, очищают от грязи и пыли. Проверяют обмыливанием, нет ли утечки воздуха в месте соединения воздухопровода с тифоном. Если образуются мыльные пузыри, уплотняют соединение контргайками, подматывая лен. При наличии трех подряд сорванных ниток резьбы корпуса и крышки заменяют.

Для осмотра мембраны отворачивают винт 1, снимают крышку 2 и мембрану 3. Трещины, излом пластин не допустимы. Сборку ведут в обратном порядке. Крышка должна прижимать плотно к упорному бурту мембрану так, чтобы воздух не проходил на другую ее сторону.

Воздушный звуковой сигнал автомотрис и автодрезин

Рис. 11. Воздушный звуковой сигнал автомотрис и автодрезин.

Про другое электрооборудование автомотрис и автодрезин можно прочитать в следующих материалах: